Все о звуке

Содержание

ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ

Тестирование онлайн

Звуковая волна

Звук — это упругие волны в среде (часто в воздухе), которые невидимы, но воспринимаемые человеческим ухом (волна воздействует на барабанную перепонку уха). Звуковая волна является продольной волной сжатия и разрежения.

Если создать вакуум, то будем ли мы различать звуки? Роберт Бойль в 1660 году поместил часы в стеклянный сосуд. Откачав воздух, он не услышал звука. Опыт доказывает, что для распространения звука необходима среда.

Звук может также распространятся в жидкой и твердой среде. Под водой хорошо слышны удары камней. Положим часы на один конец деревянной доски. Приложив ухо к другому концу, можно ясно услышать тиканье часов.

Звуковая волна распространяется через дерево

Источник звука — это обязательно колеблющиеся тела. Например, струна на гитаре в обычном состоянии не звучит, но стоит нам заставить ее совершать колебательные движения, как возникает звуковая волна.

Однако опыт показывает, что не всякое колеблющееся тело является источником звука. Например, не издает звук грузик, подвешенный на нити. Дело в том, что человеческое ухо воспринимает не все волны, а только те, которые создают тела, колеблющиеся с частотой от 16Гц до 20000Гц. Такие волны называются звуковыми. Колебания с частотой меньше 16Гц называется инфразвуком. Колебания с частотой больше 20000Гц называются ультразвуком.

Скорость звука

Звуковые волны распространяются не мгновенно, а с некоторой конечной скоростью (аналогично скорости равномерного движения).

Именно поэтому во время грозы мы сначала видим молнию, то есть свет (скорость света гораздо больше скорости звука), а затем доносится звук.

Скорость звука зависит от среды: в твердых телах и жидкостях скорость звука значительно больше, чем в воздухе. Это табличные измеренные постоянные. С увеличением температуры среды скорость звука возрастает, с уменьшением — убывает.

Высота, тембр и громкость звука

Звуки бывают разными. Для характеристики звука вводят специальные величины: громкость, высота и тембр звука.

Громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук. Кроме того, восприятие громкости звука нашим ухом зависит от частоты колебаний в звуковой волне. Более высокочастотные волны воспринимаются как более громкие.

Частота звуковой волны определяет высоту тона. Чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый им звук. Человеческие голоса по высоте делят на несколько диапазонов.

Звуки от разных источников представляет собой совокупность гармонических колебаний разных частот. Составляющая наибольшего периода (наименьшей частоты) называется основным тоном. Остальные составляющие звука — обертонами. Набор этих составляющих создает окраску, тембр звука. Совокупность обертонов в голосах разных людей хоть немного, но отличается, это и определяет тембр конкретного голоса.

Звуковые явления

Эхо. Эхо образуется в результате отражения звука от различных преград — гор, леса, стен, больших зданий и т.п. Эхо возникает только в том случае, когда отраженный звук воспринимается раздельно от первоначально произнесенного звука. Если отражающих поверхностей много и они находятся на разных расстояниях от человека, то отраженные звуковые волны дойдут до него в разные моменты времени. В этом случае эхо будет многократным. Препятствие должно находится на расстоянии 11м от человека, чтобы можно было услышать эхо.

Отражение звука. Звук отражается от гладких поверхностей. Поэтому при использовании рупора звуковые волны не рассеиваются во все стороны, а образуют узконаправленный пучок, за счет чего мощность звука увеличивается, и он распространяется на большее расстояние.

Некоторые животные (например, летучая мышь, дельфин) издают ультразвуковые колебания, затем воспринимают отраженную волну от препятствий. Так они определяют местоположение и расстояние до окружающих предметов.

Применение звуковых волн

Эхолокация. Это способ определения местоположения тел по отраженным от них ультразвуковым сигналам. Широко применяется в мореплавании. На судах устанавливают гидролокаторы — приборы для распознавания подводных объектов и определения глубины и рельефа дна. На дне судна помещают излучатель и приемник звука. Излучатель дает короткие сигналы. Анализируя время задержки и направление возвращающихся сигналов, компьютер определяет положение и размер объекта отразившего звук.

Ультразвук используется для обнаружения и определения различных повреждений в деталях машин (пустоты, трещины и др.). Прибор, используемый для этой цели называется ультразвуковым дефектоскопом. На исследуемую деталь направляется поток коротких ультразвуковых сигналов, которые отражаются от находящихся внутри нее неоднородностей и, возвращаясь, попадают в приемник. В тех местах, где дефектов нет, сигналы проходят сквозь деталь без существенного отражения и не регистрируются приемником.

Ультразвук широко используется в медицине для постановки диагноза и лечения некоторых заболеваний. В отличие от рентгеновских лучей его волны не оказывают вредного влияния на ткани. Диагностические ультразвуковые исследования (УЗИ) позволяют без хирургического вмешательства распознать патологические изменения органов и тканей. Специальное устройство направляет ультразвуковые волны с частотой от 0,5 до 15МГц на определенную часть тела, они отражаются от исследуемого органа и компьютер выводит на экран его изображение.

Для инфразвука характерно малое поглощение в различных средах вследствие чего инфразвуковые волны в воздухе, воде и земной коре могут распространятся на очень далекие расстояния. Это явление находит практическое применение при определении мест сильных взрывов или положения стреляющего оружия. Распространение инфразвука на большие расстояния в море дает возможность предсказания стихийного бедствия — цунами. Медузы, ракообразные и др. способны воспринимать инфразвуки и задолго до наступления шторма чувствуют его приближение.


Источник: fizmat.by

В новом формате компакт-дисков Audio DVD за одну секунду сигнал измеряется 96 000 раз, т.е. применяют частоту дискретизации 96 кГц. Для экономии места на жестком диске в мультимедийных приложениях довольно часто применяют меньшие частоты: 11, 22, 32 кГц. Это приводит к уменьшению слышимого диапазона частот, а, значит, происходит сильное искажение того, что слышно.

От частоты дискретизации (количества измерений уровня сигнала в единицу времени) зависит качество кодирования. С увеличением частоты дискретизации увеличивается точность двоичного представления информации. При частоте 8 кГц (количество измерений в секунду 8000) качество оцифрованного звукового сигнала соответствует качеству радиотрансляции, а при частоте 48 кГц (количество измерений в секунду 48000) — качеству звучания аудио- CD.

В современных преобразователях принято использовать 20-битное кодирование сигнала, что позволяет получать высококачественную оцифровку звука.

Вспомним формулу К = 2a . Здесь К — количество всевозможных звуков (количество различных уровней сигнала или состояний), которые можно получить при помощи кодирования звука а битами

а

К

Применение

8

256

Недостаточно для достоверного восстановления исходного сигнала, так как будут большие нелинейные искажения. Применяют в основном в мультимедийных приложениях, где не требуется высокое качество звука

16

65536

Используется при записи компакт-дисков, так как нелинейные искажения сводятся к минимуму.

20

1048576

Где требуется высококачественная оцифровка звука.

Описанный способ кодирования звуковой информации достаточно универсален, он позволяет представить любой звук и преобразовывать его самыми разными способами. Но бывают случаи, когда выгодней действовать по-иному.

Издавна используется довольно компактный способ представления музыки – нотная запись. В ней специальными символами указывается, какой высоты звук, на каком инструменте и как сыграть.

Основы цифрового звука

Фактически, ее можно считать алгоритмом для музыканта, записанным на особом формальном языке. В 1983 ведущие производители компьютеров и музыкальных синтезаторов разработали стандарт, определивший такую систему кодов. Он получил название MIDI.

Конечно, такая система кодирования позволяет записать далеко не всякий звук, она годится только для инструментальной музыки. Но есть у нее и неоспоримые преимущества: чрезвычайно компактная запись, естественность для музыканта (практически любой MIDI-редактор позволяет работать с музыкой в виде обычных нот), легкость замены инструментов, изменения темпа и тональности мелодии.

Есть и другие, чисто компьютерные, форматы записи музыки. Среди них – формат MP3, позволяющий с очень большим качеством и степенью сжатия кодировать музыку, при этом вместо 18–20 музыкальных композиций на стандартном компакт-диске (CDROM) помещается около 200. Одна песня занимает, примерно, 3,5 Mb, что позволяет пользователям сети Интернет легко обмениваться музыкальными композициями.

Задачи по кодированию текста.

1. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст записан на русском языке, а второй на языке племени нагури, алфавит которого состоит из 16 символов. Чей текст несет большее количество информации?

Решение.

I = К * а (информационный объем текста равен произведению числа символов на информационный вес одного символа).

Т.к. оба текста имеют одинаковое число символов (К), то разница зависит от информативности одного символа алфавита (а).

2а1 = 32, т.е. а1 = 5 бит,

2а2 = 16, т.е. а2 = 4 бит.

I1 = К * 5 бит, I2 = К * 4 бит.

Значит, текст, записанный на русском языке в 5/4 раза несет больше информации.

2. Объем сообщения, содержащего 2048 символов, составил 1/512 часть Мбайта. Определить мощность алфавита.

Решение.

I = 1/512 * 1024 * 1024 * 8 = 16384 бит. — перевели в биты информационный объем сообщения.

а = I / К = 16384 / 2048 = 8 бит — приходится на один символ алфавита.

28 = 256 символов — мощность использованного алфавита.

Именно такой алфавит используется в кодировке ASCII.

Задачи по кодированию изображения.

1. Сколько бит требуется, чтобы закодировать информацию о 130 оттенках?

Нетрудно подсчитать, что 8 (то есть 1 байт), поскольку при помощи 7 бит можно сохранить номер оттенка о 0 до 127, а 8 бит хранят от 0 до 255. Легко видеть, что такой способ кодирования неоптимален: 130 заметно меньше 255.

2. Известно, что видеопамять компьютера имеет объем 512 Кбайт. Разрешающая способность экрана 640 на 200. Сколько страниц экрана одновременно разместится в видеопамяти при палитре

а) из 8 цветов;

б) 16 цветов;

в) 256 цветов?

3. В режиме True Color на хранение кода каждого пикселя отводится:

16 бит;

16 байт;

24 бита.

4. Минимальной единицей измерения графического изображения на экране монитора является:

mm;

sm;

pixel;

inch.

5. Растровый графический файл содержит черно-белое изображение (без градаций серого) размером 100х100 точек. Какой объем памяти требуется для хранения этого файла?

1000 бит;

10000 бит;

10000 байт.

6. Растровый файл, содержащий черно-белый (без оттенков серого) квадратный рисунок, имеет объем 200 байт. Рассчитайте размер стороны квадрата (в пикселях).

15;

40;

1000.

7. Объем изображения, размером 40х50 пикселей, составляет 2000 байт. Изображение использует:

8 цветов;

256 цветов;

16777216 цветов.

8. Известно, что видеопамять компьютера имеет объем 512 Кбайт. Разрешающая способность экрана 640 на 200 пикселей. Сколько страниц экрана одновременно разместится в видеопамяти при палитре:

из 8 цветов;

16 цветов;

256 цветов?

Задачи по кодированию звука.

1. Подсчитать, сколько места будет занимать одна минута цифрового звука на жестком диске или любом другом цифровом носителе, записанного с частотой

а) 44.1 кГц;

б) 11 кГц;

в) 22 кГц;

г) 32 кГц

и разрядностью 16 бит.

Решение.

а) Если записывают моносигнал с частотой 44.1 кГц, разрядностью 16 бит (2 байта), то каждую минуту аналого-цифровой преобразователь будет выдавать 44100 * 2 * 60 = 529000 байт (примерно 5 Мб) данных об амплитуде аналогового сигнала, который в компьютере записываются на жесткий диск.

Если записывают стереосигнал, то 1058000 байт (около 10 Мб)

б) для частот 11, 22, 32 кГц расчеты производятся аналогично.

2. Какой информационный объем имеет моноаудиофайл, длительность звучания которого 1 секунда, при среднем качестве звука (16 бит, 24 кГц)?

Решение.

16 бит * 24000 = 384000 бит = 48000 байт = 47 кБайт

3. Рассчитайте объем стереоаудиофайла длительностью 20 секунд при 20-битном кодировании и частоте дискретизации 44.1 кГц.

Решение.

20 бит * 20 * 44100 * 2 = 35280000 бит = 4410000 байт = 4.41 Мб

Если посмотреть на запись звука с невысокой частотой семплирования 8 кГц, вы заметите, что его волна имеет острые углы. Ведь чтобы сделать волну более плавной, понадобилась бы большая точность при её описании и большее количество семплов, как в следующем примере с частотой семплирования  44,1 кГц.

Запись с частотой семплирования 44.1 кГц

 

В телефонии частота семплирования звука – 8 кГц, в системах цифровой связи принята частота семплирования 32 кГц, в проигрывателях CD – 44,1 кГц., в телевещании – 48 кГц, в студийной записи – 96кГц и выше. При изготовлении звуковой рекламы нужно учитывать частоту семплирования принятую за стандарт там, где эта реклама будет выходить. Для радио это 44,1 кГц, для телевидения – 48 кГц, для телефонных автосекретарей – всего лишь 8 кГц.

Частота семплирования это исходный параметр, который устанавливается при записи. Если же изменить частоту семплирования уже записанного файла, качество исходного материала не улучшится при повышении частоты и ухудшится при её понижении. Это значит, что если вы вдруг понизите частоту семплирования, то качество звука ухудшится, а файл станет более лёгким. Но потом, позже, если вы снова увеличите частоту семплирования, то файл увеличится в размере, а вот качество – уже нет. Поэтому записывать и хранить записи стоит с наибольшей частотой семплирования. 

 

Битность (разрядность)

 

Вспомните видеоизображение плохого качества, в котором различимы лишь разноцветные квадраты.  Или мозаику, рисунок которой состоит из довольно крупных элементов. В таких изображениях довольно трудно увидеть мелкие или мельчайшие детали, такие, как волосок ресницы, или сеточка морщин, например. Принцип цифровой записи звука – такой же, как и у мозаики.  Битность – это разрешение семплов или количество битов памяти, которые выделяются для записи каждого семпла.  Чем выше разрешение —  тем детальнее и качественнее звучание. 

Если частота семплирования лимитирует частотный спектр, то битность лимитирует динамический диапазон сигнала. Небольшая битность записи оставит только громкие звуки (крупные детали мозайки), чем больше битность, тем более тихие звуки (нюансы, обертона – все мелкие детали мозаики) будут присутствовать на записи.

Большинство звуковых записей, от компакт дисков до mp3 файлов, и звуковых дорожек к видео имеют разрядность 16 битов памяти на один семпл. В студийной записи же чаще используются  24 или 32 бита. Поскольку бытовая аппаратура в основном НЕ рассчитана на воспроизведение 24 и 32-битного звука, то, когда запись готова, её перекодируют в «народные» 16 бит. 

Размер звукового файла зависит от частоты дискретизации и от разрядности звука. Так, при частоте дискретизации 44,1 кГц и разрядности звука 16 бит 1 минута звучания займёт 5,3 Мб, а при частоте дискретизации 11 кГц и разрядности 8 бит – всего лишь 660 кБ.

В настоящее время существует много алгоритмов сжатия, которые позволяют сократить объём звукового файла без снижения битности и частоты семплирования без потери качества (например, формат flac) или с минимальной потерей качества (например, mp3). 

 

Принципы сжатия

 

Алгоритмы сжатия без потерь качества – это, по сути, файловые архиваторы, настроенные на работу со звуковым потоком.

При воспроизведении звук распаковывается из архива. Алгоритмы сжатия с потерями качества основаны, на отсечении некоторых несущественных элементов звука по принципу маскировки звука. Громкие звуки маскируют более тихие, поэтому более тихие звуки, звучащие вместе или рядом с громким, человеческое ухо не слышит, поэтому их можно убрать из записи. На слух разницу между форматами сжатия иногда затруднится определить даже аудиофил. Бытует мнение, что звук форматов, основанных на алгоритмах сжатия с потерей качества (mp3, ogg) – более плоский, тусклый, однообразный, а звук форматов, основанных на алгоритмах сжатия без потери качества (wav, flac, ape) более сочный и прозрачный. Но оба типа алгоритмов мирно сосуществуют. Одни, например – для радио, звучащего фоном через пластмассовые динамики компьютера, а другие – для прослушивания любимого музыкального альбома на качественной аппаратуре.

Алгоритмов сжатия аудиофайлов и аудиоформатов существует достаточно много, так как  для решения разных задач нужны звуковые файлы разного формата: для видео, для игр, для плееров, для компакт дисков, для музыки, для речи… Общее для всех форматов это: чем выше битрейт – тем выше качество звука и больше объём файла, чем ниже – тем качество звука ниже, а объём – меньше. 

 

Битрейт

 

Основной параметр, определяющий качество воспроизведения форматов сжатия – это битрейт (Bit rate).

Битрейт – это параметр, выражающий степень сжатия аудиопотока. Он измеряется в килобитах в секунду. Например, при битрейте 128 кБит/с тридцатисекундный аудиоролик ролик будет занимать 470 Кб. При битрейте ниже 128 кБит/с звучание будет откровенно плохим.  При битрейте 320 кБит/с не будут обрезаться высокие частоты – это битрейт, при котором потеря качества минимальна.

Переменный битрейт (vbr) – это когда значение битрейта в течении кодируемого фрагмента может меняться в зависимости от характера звучания. Усреднённый битрейт (cbr) это гибрид постоянного и переменного битрейта. Битрейт задаётся пользователем, но он немного варьируется в ходе кодирования в большую или меньшую сторону в зависимости от характера звучания.  

 

Пространственное звучание записи

 

В реальном мире мы слышим множество звуков, каждый из которых имеет свой собственный источник. Вы определяете далёкие звуки, как щебетание птиц и шум машин как некий однородный шум издалека, хотя каждая птица и машина – это отдельный источник звука. По звуку мы можем определить точное местонахождение всего того, что находится в непосредственной близости: хлопнувшая дверь сзади, поскрипывание стула под вами,  плач ребёнка слева за стеной. Для того, чтобы добиться реального звучания записанного звука, не важно цифровой это звук или аналоговый, необходимо так же дать ему пространство. И это достаточно быстро поняли производители звуковоспроизводящей аппаратуры. Ведь при одноканальном (моно) звучании пространство ограничено только понятиями близко (для более громких звуков) и далеко (для более тихих звуков). Поэтому было решено добавить один канал и получилось стерео.

С появлением стерео, мы получили более объёмную палитру звучания. Двух каналов достаточно, чтобы заставить звук исходить откуда угодно – слева, справа и даже спереди и сзади. Точнее говоря, с помощью использования приёмов стерео-панорамирования мы можем заставить слушателя поверить, что источник звука находится там, где его нет. Ведь реальных источника звука у стереосистемы всего два (по количеству пар динамиков). 

Стереозвук очень напоминает двухмерное видеоизображение. Экран плоский, но благодаря нашему воображению мы видим предметы в объёме. Совсем другое дело 3-D. Но вернёмся к звуку.

Всё о звуке. Работаем со звуком

Единственным способом сделать звучание более реальным, было увеличить количество реальных источников звука (то есть каналов). Так появились квадро звук, сферозвук, системы 5.1, 6.1 и так далее. Современная звуковоспроизводящая техника  сегодня способна погрузить вас в мир объёмного звука, неотличимого от реального. Но, не смотря на существование высокотехнологичной звуковой виртуальной реальности, до сих пор основное количество воспроизводящей аппаратуры и аудиозаписей в мире являются моно и стерео. И если завтра вы купите двадцатиканальную систему –  подумайте, сколько времени пройдёт, прежде чем выпустят диски с музыкой и фильмами, поддерживающий этот формат? 

И сегодня для многих  саундпродюсеров 5.1 – это целая проблема. А ведь вам, возможно, придётся размещать рекламные ролики в кинотеатрах, или на дивиди. И всё же на сегодняшний день основными форматами для звуковой рекламы являются моно (большинство телеканалов, а так же объявления в торговых центрах, общественном транспорте, на улице) и стерео (радио, интернет).

 

Моно

 

Стерео

 

5.1

 

При заказе или изготовлении аудиоролика нужно указывать формат, в котором его требуется предоставить для размещения. Формат указывается развёрнуто, следующим образом: расширение файла (wav, mp3 и т.д.) формат, (PCM, CCITT A-Law и т.д.) частота семплирования (Гц, кГц, Hz, kHz), битность или битрейт (bit, kbps),  пространственность (mono, stereo, 5.1 и т.д.)

Примеры возможных форматов:

для автоответчика: wav CCITT A-Law 8 kHz 8 bit mono

для радио: mp3 44.1 kHz 320 kbps stereo

для озвучивания видео: wav PCM 48 kHz 16 bit mono

 

Вопросы для самопроверки:

 

1.Перечислите виды аналоговой и цифровой записи звука

2.Почему точный цифровой звук многие предпочитают несовершенному аналоговому?

3.Какой параметр звука ограничивает битрейт, а какой – частота семплирования?

4.Послушайте файлы 01-02, с записью одного и того же ролика с разной частотой дискретизации: 8 кГц и 44,1 кГц. Опишите своими словами разницу в звучании этих файлов.

5.Послушайте файлы 03-04, с записью одного и того же ролика с разной разрядностью: 8 бит и 16 бит. Опишите разницу в звучании этих файлов.

6.Почему при студийной записи используется битрейт и частота семплирования выше, чем в итоге используют при тиражировании или в эфире?

7.Почему в телефонии используют низкую частоту семплирования звука?

8.В чем отличия алгоритмов сжатия с потерей качества и без потерь?

9.Послушайте файлы 05-06, с записью одного и того же ролика в формате mp3 с различным битрейтом: 128 кБит/с и 320 кБит/с. Чувствуется ли разница в качестве звучания этих файлов на ваших колонках? Какой вывод из этого можно сделать?

10.В каких случаях, по вашему мнению, или опыту, иногда приходится пользоваться низкими частотой дискретизации, разрядностью, битрейтом?

11. Почему моно и стерео записи до сих пор являются самыми распространёнными?

 

© 2007-2012 Евгений Солодовник, Solostudio

Нормализация звуковых файлов

Начнем с того, что слово нормализация происходит от слова норма. Приведём пример из обыденной жизни. Как известно одни люди слышат в пределах нормы, а другие нет. Но от того, как человек слышит, громкость звука не меняется. Всё определяется чувствительностью слуха.

Так и со звуковыми файлами, только они не слышат, а хранят. Одни файлы хранят звук с уровнем громкости соответствующим норме. Другие же хранят звук с уровнем громкости, отклоняющимся от нормы. Однако уровень громкости исходного звукового сигнала от этого не меняется. Всё определяется только уровнем записи звукового сигнала. А уровень записи в целях не допущения искажений устанавливают таким образом, чтобы звуковой сигнал, подаваемый на вход аналого-цифрового преобразователя (АЦП) был немного ниже своего максимально возможного уровня при максимальных значениях (пиках) громкости. Иначе искажений не избежать и звук приобретает неестественный искажённый характер.. К тому же уровень записи может быть ниже ещё и по самым разным техническим причинам.

Для человека норма чувствительности слуха определяется диапазоном или двумя позициями соответствующими нижнему и верхнему уровню звука — это так называемый динамический диапазон или область слышимости.

Одна позиция соответствует самому слабому уровню громкости звука (порогу чувствительности) ещё различимому человеком. Другая позиция соответствует самому сильному уровню громкости звука (болевому порогу) ещё воспринимаемому человеком.

Для звуковых файлов также существует норма, но это норма уровня записи громкости. Определяется она диапазоном или двумя позициями соответствующими нижнему и верхнему уровню записи громкости звука и это также так называемый динамический диапазон. Поскольку компьютер понимает и обрабатывает звук в цифровом виде то и хранит он его в файлах также в цифровом виде. И поэтому диапазон определяют два числа соответствующие верхней и нижней границе динамического диапазона. В зависимости от качества хранимого звука диапазон будет иметь разную ширину.

Говоря в дальнейшем о звуковых файлах мы будем иметь ввиду файлы с расширением .WAV, то есть wav-файлы.

ЗВУК И АКУСТИКА

Поскольку это именно те файлы, которые используют для записи аудио компакт-дисков.

На аудио компакт-дисках звуковые файлы хранятся с расширением .RAW. При записи на жёсткий диск они при помощи специальной программы риппера или грабера преобразуются в wav-файлы. При записи на аудио компакт-диск звуковые файлы с расширением .WAV преобразуются в файлы с расширением .RAW.

Довольно часто уровень записи громкости звука на аудио компакт-дисках для разных музыкальных композиций оказывается неравным или ниже нормы, что создает неприятное ощущение при переходе от одной музыкальной композиции к другой. Также часто, оказывается неравными и значения по уровню записи громкости звука у двух стереоканалов одной музыкальной композиции. Для устранения этих недостатков необходимо выполнить нормализацию. Которую и придумали для этого.

Если не выполнить нормализацию, то низкий уровень громкости записи звука музыкальной композиции при воспроизведении аудио компакт-диска потребует компенсации в виде большего усиления со стороны звуковоспроизводящей аппаратуры. Что довольно неудобно и ведёт к возникновению совсем не обязательных искажений со стороны звуковоспроизводящей аппаратуры. Которые можно было бы избежать, воспользовавшись неискажающей обработкой звука в виде нормализации.

В качестве возможного инструмента для выполнения нормализации wav-файлов хотелось бы порекомендовать Вам условно-бесплатную (shareware) программу Sound Normalizer 2.2. Эта программа позволяет обрабатывать wav-файлы с обычным 8 и 16-битным цифровым форматом и одним или двумя стереоканалами. Открывая и обрабатывая звуковые wav-файлы программа Sound Normalizer 2.2 создаёт копию оригинального звукового файла, с которым она и работает. Позволяя тем самым в критических ситуациях избежать необратимого изменения оригинального файла. Также одним из достоинств программы является возможность независимой регулировки уровня нормализации звука по каждому каналу. В отличие от других подобных программ Sound Normalizer 2.2 обладает простым и понятным интерфейсом.

Нормализация Sound Normalizer 2.2 осуществляется по пиковым или максимальным уровням звука. А это означает, что каждое значение уровня звука подвергнется пропорциональному изменению и тем самым сохранится естественное звучание всей музыкальной композиции.

Однако бывает и так что звук для двух стереоканалов после нормализации по максимальному уровню будет восприниматься как имеющий различные уровни громкости. Это объясняется тем, что восприятие громкости имеет ещё динамическую и частотную составляющие, которые могут настолько сильно отличатся в двух каналах, что вызывают сильный перекос среднего значения уровня громкости для каждого канала. В этом случае можно порекомендовать выполнить методом проб и ошибок ручную регулировку уровня нормализации для каждого канала.

При работе с этой программой вы можете смело устанавливать уровень нормализации для каждого канала равный 100%. И это не приведёт к искажению или обрезке звука.

Мы предлагаем услугу оперативного дистанционного производства аудио-видеопродукции любого уровня сложности.

Срок изготовления — от нескольких часов для «горящих» задач до 1-3 дней с момента поступления заказа. Готовый продукт присылается по электронной почте в виде звукового файла формата mp3 или выкладывается на файлообменник.

Если у Вас нет готового сценария – вам нужно будет всего лишь предоставить нам исходные данные рекламируемого продукта.

Звук, звуковая волна, инфразвук, ультразвук

Наш креативный отдел оперативно изготовит варианты сценария, учитывая все необходимые пожелания.

Вы не знаете, какой голос выбрать для радиоролика? Прослушайте примеры голосов тут.

Благодаря нашей гибкой системе расценок, Вы сможете предварительно сформировать стоимость заказа, исходя из бюджета рекламной кампании. Чтобы узнать об этом подробнее, смотрите раздел Цены.

Прослушать и оценить качество и уровень продукции вы можете в разделе Наши работы .

Надеемся на наше плодотворное и долгосрочное сотрудничество!

Аналоговый звук: погоня за совершенством

Аналоговый звук – священная корова аудиофилов. Это звук, записанный на носитель без цифровой трансформации электромеханическими способами и таким же образом воспроизводимый. Аналоговых источников существует всего два – магнитофон и виниловый проигрыватель. Люди, которые всю жизнь слушали компакт диски, и услышали однажды качественный аналоговый тракт, в первый момент теряют дар речи, а потом восклицают: «Как же нас обманули с этой цифрой! Это же небо и земля!» Довольный произведенным эффектом владелец аналогового тракта начинает объяснять неофиту, что «музыка в цифре порезана на кусочки и таким образом убита, и только аналог – это первозданный звук». Пресвященный неофит долго носится с этим открытием, потом случайно слышит где-нибудь цифровой тракт, который напрочь перебивает услышанный до этого аналог, и впадает в смятение. Где же истина?

Любая новая технология на первых порах недостаточно совершенна. Вспомните первые цифровые фотоаппараты, которые покупали редкие отважные смельчаки – сделанные с их помощью фотографии получились гораздо хуже пленочных.  Формат компакт-диска начал активно продвигаться на рынок в начале девяностых годов. К этому времени почти все студии звукозаписи использовали цифровые рекордеры для записи и сведения музыки. Почти все виниловые пластинки, выпущенные после 1984 года, записаны при помощи цифровой техники, и ни о каком «аналоге» там уже не может быть речи. Звучат они при этом все равно лучше компакт дисков.

Говорящие волны или все о звуке

Почему? Дело в том, что компакт-диск — достаточно ущербный формат. Объем информации, который на нем можно записать, требует сильной компрессии и урезания динамического диапазона. Музыка втискивается в прокрустово ложе серебристой болванки и лишается объема и послезвучий. Самое заметное отличие звука компакт-диска от виниловой пластинки (даже записанной с помощью цифры) – звучание тарелочек. На пластинке всегда слышно затухание звука, в то время как на компакт диске тарелочный «цик» получается подрезанным и звучит звонко, но не так приятно – слишком «металлически». Также из-за подрезания динамического диапазона на компакт диске, по сравнению с пластинкой, всегда недостает баса.

Сегодняшние технологии позволяют получать цифровые файлы очень высокого разрешения с очень большой частотой дискретизации. Файлы высокого разрешения  hd-tracks гораздо полновеснее компакт дисков – там есть и послезвучия на верхах, и хороший бас, и объем, но… На виниловой пластинке музыкальной информации все равно больше, и звучит она лучше. В то же время запись, сделанная с помощью профессиональной цифровой техники без компрессии, звучит на хорошей аппаратуре настолько реалистично, что ее невозможно отличить на слух не только от «аналоговой записи», но даже от живого исполнения. Так что дело не в «нарезке музыки на кусочки», а в количестве кусочков, которые попадают на конечный носитель. Исходный студийный файл огромного объема – это 100% звука и полное соответствие реалистичному звучанию. Хорошая современная виниловая пластинка – это 70% от исходника. Файл hd-track – 50% Компакт диск – всего 25%. Про МP3 нечего говорить – там остаются жалкие 5-10%, которых, впрочем, многим достаточно.

Совершенно иначе обстоит дело с записями, сделанными в 60-70 и начале 80 годов. Аналоговые технологии в то время достигли расцвета, и возможности цифры приблизились к этому уровню только сейчас. По этой причине виниловые пластинки 70 годов звучат гораздо глубже, объемнее и естественнее виниловых пластинок середины восьмидесятых – цифровые технологии только появились и стали вытеснять аналоговые, но результат долгое время оставлял желать лучшего. При переводе записей 60-70 годов на компакт диски были использованы первые цифровые устройства, и музыка была просто убита. Именно этим объясняется шок, который испытывают большинство меломанов, впервые услышав аналоговое звучание любимой музыки. Что в 90% случаев ставят на аналоговый тракт? Led Zeppelin, Pink Floyd, Jethro Tull, Yes – музыку 70х Вся эта музыка прошла варварскую цифровую обработку на первобытных цифровых устройствах и буквально изуродована. Слушать ее на компакт дисках – значит не знать, как она может звучать. Дело не в том, что DEEP PURPLE на компакт диске «порезали на кусочки», а в том, что на кусочки для компакт диска резали отвратительно ремастированную и обрезанную по динамическому диапазону фонограмму. Достаточно послушать, как звучит, к примеру, оригинальный винил Machine Head, чтобы понять всю глубину потерь. Плохо звучит не цифра, а ПЛОХАЯ ЦИФРА. При этом, если тот же самый Machine Head воспроизвести с винила и записать на профессиональный цифровой рекордер с частотой 5.6 Мгц, то разница будет почти незаметна. Очень искушенное ухо услышит легкий «цифровой шум», выражающийся в чуть более резком звучании, но для большинства слушателей разницы не будет. Так что «священный аналоговый звук» ценен не тем, что музыка в нем «не порезана», а тем, что позволяет без потерь услышать оригинальную  запись 60-70-80 годов. Разумеется, при условии, что вы ставите оригинальную пластинку на хороший виниловый тракт с качественным звукоснимателем и хорошим фонокорректором. Звучание виниловой пластинки на посредственном тракте не только не раскроет всех плюсов аналога, но, скорее всего, вчистую проиграет компакт диску.

Что касается новодельных виниловых пластинок – всех этих красивых глянцевых переизданий классических альбомов аналоговой эпохи – это абсолютно ненужные приобретения. Такие пластинки записаны с тех же уродливых цифровых фонограмм, что и компакт-диски, и по сути являются «виниловым вариантом компакт диска», разве что с чуть большим динамическим диапазоном. Только этим (чуть большим динамическим диапазоном) объясняется некоторое звуковое преимущество новодельных пластинок перед компактами, но оно настолько ничтожно, что городить ради этого виниловый тракт не имеет смысла. Разумнее скачивать файлы hd-tracks и слушать их через хороший ЦАП – такой звук значительно превзойдет и CD и новодельный винил.

Еще несколько слов про магнитофоны. Любители кассетных дек замечают, что цифровая музыка, записанная на кассету, звучит приятнее. Это правда. Дело в том, что очень мало кто может слушать профессиональные цифровые файлы, записанные с частотой 5.6 МГц, и на кассеты пишут или с компакт дисков, или с файлов 48000 Hz 24 bit. В такой музыке содержится сильный «цифровой шум», не слышимый ухом, но действующий на подсознание, которое не дает вам полностью расслабиться. Пленка этот шум сглаживает, и музыка как будто «вливается» в вас. Этот эффект отмечают все, кто слушал всю жизнь цифру и вдруг услышал звучание хорошей кассетной деки. Дело не в том, что вы услышали «аналог» — ведь запись сделана с цифры. Вы просто услышали музыку без «цифрового шума», и ваше подсознание перестало подспудно пребывать в напряжении. Чтобы услышать с кассеты настоящий аналоговый звук, запись должна быть сделана с виниловой пластинки аналоговой эпохи или с магнитофонной мастер ленты.

Теги : винил, магнитофоны

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *