Доклад на конференцию

Как написать доклад на конференцию

Прежде чем начать писать доклад на конференцию, необходимо определиться с темой.


Лучше всего выбирать такую тему, которую не рассматривали различные научные деятели, потому как вряд ли удастся привнести что-то новое. Кроме того, тема должна быть узконаправленной, так как вряд ли получиться за пятнадцать минут донести всю информацию до аудитории. Чаще всего наблюдается тенденция, когда докладчик пытается привести конкретные примеры, показать выводы и в результате получается сумбурная невнятная речь. Чтобы этого не произошло, при написании доклада следует иметь в виду, что выводы делаются по результатам анализа. Простое изложение идей без проведения анализа будет выглядеть выдумано.

Далее, следует обратить внимание на название своей работы. Ошибочное предположение, что в название надо переписать весь первый абзац работы. Заголовок должен быть кратким и лаконичным, по возможности, отражать суть работы. Хорошее название сразу настроит аудиторию на нужное настроение и будет понятно, о чем пойдет речь в докладе. Самый простой вариант – придумать название уже после того, как доклад написан.

Далее самый сложный этап – формирование структуры будущего доклада.

Первый шаг – написать введение. Всегда трудно что-то начинать, в том числе и составить первое предложение. Следует держать в голове актуальность и важность темы, это поможет грамотно составить начало работы. Указать, чем интересна тема, какой метод исследования применялся, научная новизна работы. Если тема связана с малоизвестными событиями, то следует кратко описать их теоретические аспекты. В общем-то, введение должно содержать информацию о том, какие исследования будут проводиться в работе, а не пересказ всей работы.

Далее, следует переходить к основной части, где текст должен быть четким, грамотно составленным с примерами и анализом. Нужно постараться, чтобы изложение материала было логичным и последовательным и выдержано в одном времени. Очень часто в работах встречается введение в будущем времени, а сама работа в прошлом. В докладе не нужно указывать «введение» или «заключение», текст должен быть однородным, но план написания необходимо держать в голове.

Следующий этап – оформление работы. Если в рамках учебного процесса этот пункт можно обойти стороной, то на конференцию требуется выполнение работы с учетом требований. Лучше заранее выяснить, какие требования предъявляет к работам оргкомитет, и оформить доклад. В противном случае, может быть отказано в участии. Чаще всего, запрещается писать название большими буквами, выделять текст. Нужно быть аккуратным с таблицами и картинками, использованием разного вида шрифтов. Каждая цитата должна иметь источник с указанием названия и номера страницы книги, откуда взята информация.

Если работа готова, следует еще раз ее прочитать, предусмотреть, какие вопросы могут заинтересовать участников конференции. Если на конференцию тезисы принимаются в автоматическом режиме, то не стоит все откладывать на последний день, так как возможны форс-мажорные обстоятельства: отключение света, неоплаченный счет за интернет и тому подобное. Тогда столько усилий может пропасть зря.

Рекомендации

Привет, студент! В этой статье мы расскажем тебе о том, как правильно выступить на научной конференции. И о том, зачем тебе это нужно.

Ответим на три ключевых вопроса:

  1. Зачем выступать?
  2. Где выступать?
  3. Что говорить?

Вопрос первый: «Зачем выступать?»

Есть такое сложное слово: апробация. Вот, собственно, это и есть главная цель выступлений на конференциях. Ученый придумал что-то интересное. Ну, ему кажется, что интересное — а как оно на самом деле, непонятно. Нужны другие мнения. Для этого ученый делает доклад на научной конференции — и видит обратную связь.

Так же и для тебя, студент. Если ты что-то интересное разработал, придумал, изучил, описал — расскажи об этом остальным на конференции. Ты получишь от слушателей самое ценное — вопросы, о которых раньше, возможно, и не думал. Может, выяснится, что какую-то важную деталь ты не предусмотрел. Или тебе подскажут какую-нибудь классную идею о том, в какую сторону двигаться дальше.

Второй плюс конференций — опыт публичных выступлений.

Это такой навык, который никогда в жизни не помешает, точно. Научная конференция — отличный способ тренировки. Непростая тема, ограниченное время, обязательные вопросы.

Как подготовить доклад на научную конференцию?

Такой опыт обязательно пригодится и для защиты диплома, и для будущей карьеры.

Ну и не забываем о том, что доклад на конференции (и, соответственно, публикация в сборнике) можно вписать в разные отчеты и портфолио. Любимая кафедра будет рада, а декан просто счастлив.

Вопрос второй: «Где выступать?»

Варианты есть.

Самый теплый и камерный вариант — это кафедральный семинар. В этом случае слушать твой доклад будут только хорошо знакомые люди — преподаватели любимой кафедры и другие докладчики. Может быть, еще аспирантов позовут для общего развития. И докладчиков, и слушателей, скорее всего, будет немного. Это и минус, и плюс — ведь каждому можно задавать много вопросов!

Более широкий состав соберет внутривузовская или внутрифакультетская конференция.

Такие мероприятия проходят практически в каждом вузе или колледже. В небольшом институте чаще собирают сразу все доклады на единое мероприятие. В больших университетах проводят отдельные конференции по факультетам. В любом случае, такое мероприятие — это уже совсем другой опыт. Ты должен будешь заранее подать заявку. Конференция будет разделена на разные секции, в каждой будут руководители (модераторы). Скорее всего, будут выбирать лучшие доклады (может, даже с призами!) и издавать сборник докладов. В общем — это уже настоящий опыт большой конференции. При этом попасть на нее обычно легко — кафедра подскажет, как.

Следующий уровень — это городская или региональная конференция. На такие мероприятия собираются студенты из всех вузов города, области или края. Если хорошо выступить на внутривузовской конференции — тебя отправят на этот уровень. Хотя часто можно и напрямую попасть — просто следи за новостями вузов своего города.

Еще круче — всероссийские и международные конференции. Они тоже могут проводиться в твоем городе. Просто такой статус означает, что на конференции будут участники из других городов. Или даже иностранцы (в международных конференциях). К сожалению, те самые иностранцы часто сами не приезжают, а просто отправляют свои доклады для сборника. И международной такая конференция будет лишь формально. Так что больших отличий от обычной региональной конференции не жди. При этом формальный статус, конечно, выше — если для тебя это важно.

Если в душе ты путешественник — подумай о том, чтобы съездить на конференцию в другой город. Здесь сплошные плюсы. Первое — посмотришь достопримечательности и увидишь, что происходит в другом университете. Второе — получишь бесценный опыт выступления на чужой территории. И вообще — расширишь свои горизонты. Если есть возможность — попробуй обязательно. Если ты отличник и умница, то университет может помочь с финансами. Иногда предложить помощь могут организаторы конференции — например, разрешат бесплатно пожить в своей общаге.

Если же поучаствовать в какой-то конференции очень хочется, но доехать не получается, — есть вариант заочного участия. Это означает, что выступать ты не будешь, но твой доклад опубликуют в сборнике. И те, кому интересно, с ним смогут ознакомиться. Многие конференции всероссийского и международного уровня принимают заочных участников. Есть и совсем заочные конференции. В этом случае от участников собираются доклады — и издается сборник. Это неплохой вариант, если нужно обязательно принять участие в конференции, а ехать куда-то нет никакой возможности. Посмотрите, например, на международные научные конференции издательства «Молодой ученый».

Мы не будем рассказывать, как написать доклад и тезисы. Почитай наши тексты о научных статьях — для тезисов все примерно так же.

Как студенту написать первую научную статью. Инструкция

Как написать научную статью

Как придумать хорошее название для научной статьи

Стиль научной статьи

Как оформить список литературы

Вопрос третий: «Что говорить?»

Обязательно уточни заранее, сколько времени дают на каждый доклад. Часто действует правило «10+5»: десять минут на доклад, пять минут на вопросы и ответы. Может быть чуть больше или чуть меньше.

Воспринимай эти 10 минут как жесткое ограничение. Лучше меньше, да лучше. Цени время и внимание слушателей. Никто не любит нудных докладчиков, которые бесконечно говорят об одном и том же. Это для тебя твоя тема — самая лучшая и самая интересная. Для других это — один из множества докладов. Например, в твоей секции выступает 12 человек. Если каждый затянет выступление всего лишь на 5 минут — это уже целый час! Сравни TED и Госдуму. На кого ты хочешь быть похож?

Никогда, никогда, никогда не начинай говорить без четкого плана! «А, выйду и что-нибудь расскажу» — это большая ошибка. Даже если ты экстраверт и не стесняешься аудитории — все равно. Увлечешься какой-то несущественной деталью — и не успеешь рассказать главное. А уж если ты интроверт, то тем более. План — твоя ниточка, которая проведет тебя от начала и до конца выступления.

План — это не текст доклада, который ты будешь скучным голосом читать с бумажки. План — это основные «засечки», точки, которые помогут тебе не сбиться и сказать все, что нужно. Возьми маленький листок бумаги и набросай основное. В этот листок ты будешь подглядывать — и вспоминать, что и в каком порядке говорить.

Начни с приветствия. Поздоровайся со слушателями. Представься сам, назови своего научного руководителя (это хороший тон, и ему будет приятно).

Озвучь тему доклада. Если она не слишком длинная (не более десяти слов) — можно зачитать ее целиком. Если же тема слишком длинная и заковыристая — то назови ее как-то короче и понятнее. Твоя задача — не показать, какой ты умный и какая у тебя сложная тема. Наоборот — нужно сделать так, чтобы все всё поняли. И, на будущее, перечитай нашу статью о том, как придумывать хорошие названия научных текстов. На приветствие отведи в плане не более 30 секунд.

Затем идет введение. Здесь расскажи о том, в чем актуальность твоей работы. Скажи, почему ты взялся за эту тему. Чем она интересна? А чем полезна? И вообще — зачем нужно слушать твой доклад? Заинтересуй слушателей, покажи им, к чему это все.

Здесь же можно упомянуть тех, кто занимался этой проблемой раньше. Назови фамилии нескольких крупных ученых. Дай краткий (очень, очень краткий!) экскурс в историю — когда эту тему стали исследовать, как это происходило. Может, найдется какой-то занимательный факт. На введение можно потратить около двух минут.

Затем переходи к теоретической части. Конечно, мы понимаем, тебе не терпится рассказать о результатах — но это наука, поэтому сначала теория. Напомни основные определения (кратко). Перечисли важные понятия, которые используешь в докладе. Если ты занимаешься техническими науками — дай несколько важных формул и выкладок. Если ты гуманитарий — приведи классификацию, раскрой термины. Дай понять слушателям, что владеешь теорией — тебя будут слушать с бо́льшим уважением. Только не увлекайся, иначе всех утомишь. Теоретическая часть — не более полутора минут.

Наконец, самая важная (по крайней мере, самая интересная) часть доклада — практическая часть. Или описание результатов. Четко и ясно расскажи, чего тебе удалось добиться. Лучше всего это сделать по пунктам: первое, второе, третье. Если кажется, что результат всего один — подумай. Скорее всего, его можно разделить на несколько «вложенных» результатов — так будет лучше и нагляднее. Каким достижением в работе ты гордишься больше всего? Остановись на нем чуть подробнее.

Расскажи, как были получены результаты. Что для этого сделано? Какие инструменты, программы использованы? Какие методы применялись? Если ты проводил эксперименты, считал какие-то показатели — расскажи, какие методы статистики применял, какие виды графиков и диаграмм строил, какие показатели анализировал. Если проводил опрос — обязательно скажи, сколько человек опрошено, кто они, как ты составлял вопросы и обрабатывал результаты.

Покажи результаты максимально наглядно. Используй на полную возможности Power Point (мы скоро расскажем об этом подробнее). Показать всегда лучше, чем сказать. А показать на экране и объяснить словами — лучше всего.

Это твоя работа, твои результаты — представь их так, чтобы всем стало понятно, что же именно ты сделал! Ты должен уложиться в пять минут.

Закончи доклад обсуждением выводов и перспектив. Скажи волшебное слово «Итак…» — и очень кратко, парой предложений сформулируй итоги работы. Скажи, удалось ли сделать все, что планировал. Может, ты ожидал одного результата, а получил другой. Закончена твоя работа или нет? Есть ли планы продолжать исследования? В каком направлении? Какие перспективы у тебя есть? Тебе должно хватить одной минуты.

Не забудь поблагодарить слушателей за внимание. Если доклад был интересный, то жди вопросов!

Также рекомендуем прочитать

Опубликовать статью в журналеИнформация о журнале «Молодой ученый»

Андрей Нестеров :: 7.05.2018

Участие в различных научно-практических конференциях является важным элементом научной деятельности. Умение донести до аудитории результаты своих исследований и вызвать при этом не просто интерес, а желание углубиться в проблему – является важной задачей каждого докладчика.

Что такое доклад на конференцию

В настоящее время научная деятельность немыслима без участия в различных научно-практических конференциях. Выступая на конференциях, докладчик не только делится своим научным опытом, но и получает дозу общения, необходимого для дальнейшего саморазвития.

Доклад на конференцию – это информативное и лаконичное освещение важной научной проблемы с теоретической и практической сторон.

Доклад на конференцию отличается от обычного тематического выступления или защитной речи к дипломной. Доклад на конференцию в лаконичной форме раскрывает определенные проблемы, новаторские разработки или предположения, которые могут в последствии превратиться в крупномасштабное исследование.

Доклад готовится заранее. Он должен представлять собой тщательно обоснованные тезисы и анализ проблем по заявленной теме. Его необходимо подготовить с опорой на актуальную научную литературу и реальный практический опыт.

Умение создать уникальный доклад на конференцию включает в себя много аспектов. Его нельзя просто так написать и прочитать по бумажке. Необходимо увлечь им аудиторию, привлечь внимание к проблемам, отраженным в докладе, и вызвать дискуссию.

Как подготовить доклад на конференцию

Прежде чем приступать к подготовке доклада на конференцию, необходимо определиться с его темой. Тема доклада выбирается с опорой на следующие факторы:

  • Актуальность
  • Практическая ценность
  • Научная новизна
  • Научный потенциал

Доклад на конференцию должен быть создан с определенной целью. Необходимо четко сформулируйте цель и выделить те задачи, которые имеют первостепенный характер.

После того, как тема доклада выбрана, следует изучить все актуальные источники информации по проблеме. При создании доклада нужно рассмотреть несколько взглядов на один и тот же вопрос. Большое значение имеет освещение последних тенденций и результатов практических исследований (если таковые имеются).

В процессе подготовки доклада на конференцию у оратора есть только один шанс привлечь внимание аудитории и тысячи шансов вызвать безразличие и скуку.

Затем составляется план доклада на конференцию. Хорошо продуманная структура позволит с большей вероятностью привлечь внимание слушателей и вызвать их интерес. Если доклад планируется как система тезисов сведенных единому выводу, то следует посветить каждому из них отдельный пункт, сформулировав в конце общий вывод.

План доклада составляется с учетом выбранной логической структуры.

Структура доклада на конференцию – Вариант 1

В представленной выше структуре доклада есть один минус: выбирая слишком много тезисов докладчик рискует потерять внимание аудитории. Таким образом, рекомендуется использовать не более 3 тезисов, снабженных наглядными примерами в сопровождении слайдов.

Структура доклада на конференцию – Вариант 2

Определившись с планом, следует приступать к вводной части доклада.

Вводная часть направлена на привлечение внимания аудитории. Она не должна быть затянутой и нудной. В ней должны быть заложены основы предстоящего доклада. При этом в вводной части доклада на конференцию должен быть интригующий аспект, намекающий на плодотворную последующую дискуссию. Во вводной части доклада можно упомянуть о достигнутых в хоте того или иного исследования результатах, чтобы заинтересовать слушателей. Главное не переусердствовать.

В основной части доклада необходимо четко подать основную информацию в сопровождении презентации. Рекомендуется соблюдать логичность в утверждениях и суждениях, чтобы не сбить аудиторию с мысли. При этом следует выдержать текст доклада в одном времени и стиле.

В заключительной части нужно сформулировать обоснованные выводы.

Как правильно написать тезисы доклада на конференцию: виды, пример, правила и образец оформления

Они должны быть связаны с предыдущими частями доклада на конференцию.

После того, как доклад на конференцию написан, его следует несколько раз прочитать, исправить ошибки и оформить соответствующим образом. Затем нужно продумать список возможных вопросов со стороны аудитории. Заранее продуманные возможные вопросы и подготовленные ответы позволят чувствовать себя во время доклада более уверенно.

На завершающем этапе подготовки доклада на конференцию создается презентация, которая призвана наглядно отражать основные тезисы.

Ошибки подготовки доклада на конференцию

Подготовка доклада на конференцию таит в себе много трудностей. Как следствие, будущий докладчик совершает ошибки еще на подготовительном этапе. Ниже приведен перечень самых распространенных ошибок при подготовке доклада на конференцию.

  • Слишком длинная вводная часть доклада.
  • Отсутствие четкого разделения доклада на вводную и основную части.
  • Вводная, основная и заключительная части в разных временах.
  • Недостаток или, избыток терминологии.
  • Нарушена логика доклада.
  • Нет практических примеров.
  • Переизбыток примеров.
  • Длина доклада не соответствует регламенту.
  • Содержание доклада не несет в себе формулировку конкретной проблемы.
  • Доклад представляет собой реферативную передачу чужих мыслей.
  • Доклад насыщен словами паразитами и плохо воспринимается на слух.

Заказать

Комментировать

Каждый, кто только начинал делать презентации, мучился вопросом — как закончить презентацию правильно, красиво и оригинально. Для чего это нужно — понятно вполне: чтобы оставить позитивное впечатление, запомниться своей презентацией и подвести зрителя к нужным вам действиям.

Когда человек думает над эффектным завершением презентации, он имеет в виду само по себе выступление. Но то, как вы выступите, напрямую зависит от того, какие слайды презентации подготовлены. В этой статье мы и разберем, какими надо делать финишные слайды продающей презентации.


Какая ошибка в финале презентации является самой распространенной

Повторяют эту ошибку так часто, что ее употребление до сих пор считается правильным выходом — просто поблагодарить зрителя за внимание на последнем слайде. Традиционная вежливость, но приближает ли она к цели, ради которой вы готовили презентацию?

Представьте: вы закончили просмотр чьей-то презентации, увидели слайд «Спасибо за внимание», затем отвлеклись, а перед вами — все та же красивая надпись и больше ничего. Эта надпись и останется последним воспоминанием в голове человека, просмотревшего и прослушавшего презентацию. О чем презентация и к чему вела — вы уже можете не вспомнить.

 

 

 

 

 

 

 

Обычно на последнем слайде отсутствуют выводы, побуждения к действию или просто текст для закрепления рассказанного материала. Еще реже встречаются контакты презентатора.

Что должен сказать этот слайд? К каким действиям он должен побуждать зрителей? Этот момент при подготовке обычно упускается из виду. А ведь каждый слайд должен нести определенную смысловую нагрузку, говорить сам за себя.

Патовая ситуация, а ведь презентация предназначена именно для лучшего восприятия и запоминания высказанной презентатором информации.


Как закончить презентацию — топ-10 способов

10. Закрепите материал. Сделайте обобщающий обзор. В XXI веке каждый человек ежедневно перерабатывает огромные потоки информации, в связи с чем каждое восприятие новых данных существенно усложняется. Облегчите участь вашей аудитории. Если в ходе презентации вы говорили о нескольких важных вещах — в конце напомните, о чем шла речь. Распишите ключевые моменты презентации.

9. Подведите итог. В последнем слайде подытожьте все сказанное, чтобы зрители запомнили увиденное. Повторяйте важные моменты. Доносите до аудитории правильные — нужные вам — выводы.

8. Замыкайте круг. Попробуйте закончить тем же, чем и начали. Разверните эту мысль. К примеру, вы доказали в ходе презентации то, о чем говорили в самом начале. Ведь в начале была высказана оригинальная идея, поставлена актуальная для аудитории проблема. Если нет, тогда при написании презентации была допущена серьезная ошибка. Переделайте начало презентации, пока еще есть время! О том, как начать презентацию, читайте в другой нашей статье.

7. Ответьте на вопросы аудитории. Если презентация предназначена для выступления, оставьте последние 10% времени на общение со слушателями. Если презентация для отправки, поместите в конце презентации FAQ — ответы на самые популярные вопросы по вашей теме.

 

 

 

 
6. Побудите запомнить ваше выступление. Противоречьте ожиданиям. Как можно нетривиально закончить презентацию? Задайте риторический вопрос, пробудите любопытство аудитории, расскажите красивую и интересную историю, сделайте оригинальное заявление. Используйте все способы, чтобы запомниться.

5. Мотивируйте. Вдохновите аудиторию. Просто потому, что каждому человеку от природы нравится слышать слова одобрения и поддержки. Таким образом вы сподвигнете человека на первый шаг, станете ему полезны, получите его доверие и лояльность.

 

 

 

 

 

 

4. Нарисуйте картину будущего.

Как написать доклад на научную конференцию правильно

Поведайте о том, что произойдет, когда зрители презентации воспользуются вашим решением. Даже если речь не о спасении мира, а всего лишь об улучшении бизнеса клиента оригинальным способом. Красочно и в цифрах подайте картину возможной версии будущего — выступление и представленный продукт точно останутся в памяти, а вы заслужите доверие аудитории.

3. Призывайте к конкретному действию. Не оставляйте аудиторию в подвешенном состоянии. Берите инициативу в свои руки. Ведь ваша работа имела какую-то определенную цель — обозначьте ее. Расскажите, что делать дальше и как это поможет.

Побудите аудиторию связаться с вами, чтобы:

  • оставить контакты
  • заполнить анкету
  • задать дополнительные вопросы
  • получить детали
  • обговорить условия
  • заказать услугу
  • приобрести продукт

 

 

 

 

 

 

2. Оставьте свои контактные данные. Пусть последним, что увидит зритель в вашей презентации, станет непосредственная точка контакта с вами. Укажите вот что:

  • ваше имя/название компании
  • номер телефона
  • адрес электронной почты
  • сайт
  • ссылки на социальные сети
  • свою фотографию и/или логотип

1. Заканчивайте презентацию дважды, а то и трижды. Здесь сыграет роль эффект неожиданности. Используйте поочередно различные виды завершения презентации, о которых узнали. Допустим, в первый раз подведите итог главных тезисов презентации, а во второй раз делайте общие стратегические выводы. Или, самое логичное — нарисуйте картину прекрасного будущего, а затем призовите к действию.


Закончить статью также хотелось бы оригинальным способом. Например, вот так: 

 

Но мы этого не сделаем. Вместо этого пожелаем удачи и предложим руку помощи. Если Вам необходима правильная презентация от профессионалов своего дела — оставьте заявку в Tipographika.ru

1. Сформулируйте тему и основную идею доклада. Подумайте, соответствуют ли тема и цель вашего доклада уровню знаний, интересам и установкам слушателей.

2. Отберите материал на 5 -10 минут звучащего текста.

3. Составьте план доклада, учитывая задачи его композиционных частей:

а) вступление:

● пробудить интерес к теме предстоящего доклада;

● установить контакт;

● подготовить слушателей к восприятию выступления;

● обосновать постановку вопроса;

б) главная часть:

● последовательно разъяснить выдвинутые положения;

● доказать их правильность;

● подвести слушателей к необходимым выводам;

в) заключение:

● суммировать сказанное;

● повысить интерес к предмету речи;

● подчеркнуть значение сказанного.

4. Напишите текст доклада. Подумайте, какие приемы привлечения внимания слушателей можно использовать, и включите их в текст.

5. Потренируйтесь в произнесении доклада. Для этого:

● отметьте в тексте обязательные и вариативные паузы интонационного членения;

●прочитайте текст, внесите изменения в его интонационный рисунок, при необходимости сократите или увеличьте длину фраз;

● при втором чтении послушайте ритмику текста и определите время его прочтения;

● при третьем воспроизведении постарайтесь произнести доклад максимально близко к письменному варианту;

● подумайте, какой наглядный материал может сопровождать Ваше выступление, как его можно использовать;

● представьте, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, и сформулируйте ответы на них.

2. Прочитайте фрагмент учебного пособия Н.М.Тимченко «Искусство делового общения» и ответьте на вопросы.

1.С какой целью ученые-лекторы используют в своей речи образность и выразительность?

2. Какие приемы используют ученые, чтобы научная информация была понята и воспринята слушателями?

Нужна ли образность в научных выступлениях?

Выразительные средства языка в процессе изложения научных сообщений используются эпизодически, робко и неуверенно. Такое положение явилось, в значительной степени, следствием недооценки роли искусства и литературы как дополнительного средства познания мира, которое расширяет научную оценку фактов действительности, способствует более полному и убедительному раскрытию сущности окружающих нас явлений. Неоправданный скептицизм в этой области «подкрепляется» таким аргументом: точные науки оперируют абстракциями, отвлеченными понятиями и категориями, чтобы глубже раскрыть внутренние глубинные связи и отношения познаваемого, изучаемого предмета. Сферой же искусства языка являются конкретно-чувственные образы, поэтому красноречие, в лучшем случае, может дать лишь материал для наглядной иллюстрации, но не может служить средством научного анализа.

Конечно, художественные средства не могут быть ни аналогом, ни заменителем логического анализа научных проблем. Следовательно, художественное отражение нельзя отождествлять с научным, но нельзя и противопоставлять их друг другу. <…>

Искусство не просто копирует факты действительности, а глубоко, образно раскрывает существенные стороны жизненных отношений, поэтому его познавательное значение не может быть сведено к простой информации или картинной иллюстрации тех или иных выводов и заключений. Здесь художественное обобщение органически вплетается в ткань научного анализа. Образные формы обобщения выполняют при этом вспомогательную роль и подчиняются научному, а не художественному смыслу. Стало быть, использование образов искусства диктуется интересами раскрытия научной истины, а не отвлеченными эстетическими соображениями.

Давайте обратимся к некоторым примерам использования художественных средств выразительности в процессе изучения точных наук.

Разве можно было не запомнить слушателям сущности явления преломления света после того, как замечательный русский физик, профессор Н.А. Умов, объясняя его закон, наглядно сравнивал фронт волны света в однородной среде с фронтом эскадрона, скачущего по гладкому полю. Когда же поле пересекалось под углом к движению эскадрона вспаханной полосой, всадникам приходилось из-за плохой почвы двигаться медленнее и изгибать линию фронта.

Так изгибается фронт волны при явлениях преломления света, – говорил ученый. Раскрывая сущность магнитного поля Максвелла, Умов сравнивал его с работой художника, разбившего вазу с изящным рисунком и из ее черепков построившего … новую.

– Получился новый рисунок, – подчеркивал лектор, – но, составленный из элементов старого.

С большим нетерпением и неподдельным интересом ожидали студенты очередного выступления профессора Н.А. Умова, ибо каждое их них было значительным явлением. Зримую образную форму принимала мысль и потому не только убеждала, но и увлекала слушателей, выступая своеобразным гимном научному творчеству.

Слушавший в юности лекции Умова на физико-математическом факультете Андрей Белый вспоминал: «Ход физической мысли делался в изображении Умова … воочию зримым.

Формулы вылеплялись и выгранивались, как почти произведения искусства… Огромная область физики была им высечена перед нами, как художественное произведение…».

Разнообразие против смыкающихся глаз – вот принцип борьбы с убаюкивающим эффектом монотонного научного выступления, который всегда интересовал лучших представителей отечественной лекторской школы. Успех «Фейнмановских лекций по физике» обусловлен не только глубиной содержания, но и стремлением автора перенести сухой язык научного понятия в наглядные образы и дать аудитории почувствовать, что наука не только важна и полезна, но и увлекательна. Поэтому, анализируя сложнейшие явления, он попытается перевести их на образный язык, вызывающих реальные ощущения и восприятия. Например, говоря о размере атома, он рекомендует представить себе яблоко, увеличенное до размеров земли, тогда атомы в нем будут величиной с яблоко. Раскрывая же один из важнейших законов физики – закон сохранения энергии, автор сравнивает его со слоном на черном шахматном поле: как бы ни поворачивались на доске события, какие бы ходы не делались, слон все равно окажется на черном поле.

Размышления оратора по тому или иному вопросу должны приносить слушателям удовлетворение, побуждать у них интерес к затрагиваемой теме и активизировать их мышление. Именно этим требованиям отвечали выступления Климента Аркадьевича Тимирязева, великолепно владевшего искусством словесной наглядности в речи. Первыми же словами (фразами), ярким неожиданным введением он мог приковать внимание слушателей и повести их за собой в сложном научном рассуждении, оживляемом личными воспоминаниями или литературными представлениями.

«Когда Гулливер в первый раз осматривал академию в Пагадо, – начал К.А. Тимирязев свою лекцию «Космическая роль растений», прочитанную в Лондонском королевском обществе, – ему, прежде всего, бросился в глаза человек сухопутного вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения.

Для первого знакомства я должен признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати лет провел я, уставившись, если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посуду, то на нечто вполне равнозначащее – на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасании впрок солнечных лучей».

Английская аудитория по достоинству оценила не только эрудицию известного ученого, но и мастерство оратора, сумевшего привлечь внимание слушателей обращением к национальному любимцу – Гулливеру и даже представить при его помощи себя и тему своего выступления. <…>

Отточенное языковое мастерство позволяло великому ученому-естествоиспытателю не только просто и легко излагать важные научные мысли, пропагандировать их, но и страстно убеждать и вести за собой самых равнодушных и даже скептически настроенных слушателей. В подтверждении к сказанному, рассмотрим отрывок однойиз публичных лекций «Растение как источник силы», прочитанной в Петербурге в 1875 году:

«Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу, он рассек, разорвал связь между частицами углерода и кислорода, соединенными в углекислоте. Освобожденный углевод, соединяясь с водой, образовал крахмал. Этот крахмал, превратясь в растворимый сахар, после долгих странствий по растению отложился, наконец, в зерне в виде крахмала или в виде клейковины. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразовался в наши мускулы, в наши нервы. И вот теперь атомы углерода стремятся в наших организмах вновь соединиться с кислородом, который кровь разносит во все концы нашего тела. При этом луч солнца, таившийся в них в виде химического напряжения, вновь принимает форму явной силы, может, в эту минуту он играет в нашем мозгу … Пища служит источником силы в нашем организме потому только, что она – не что иное, как консерв солнечных лучей».

Давайте зададимся вопросом, что можно увидеть за словами текста. Здесь оратор много использует глаголов, раскрывая активный действенный процесс, легко представляемый нами. За каждым произнесенным словом угадывается событие, хорошо известное нам по собственному жизненному опыту. Нарисованная словами картина становится зримой, физически ощутимой для аудитории, вызывает реальные жизненные воспоминания и представления, а потому легко запоминается слушателями. Ученый смело вводит знакомое понятие, устройство, связанное в нашем сознании с определенной областью – «консервы», но наполняет его новым содержанием: пища – консерв солнечных лучей! Необычный, смелый, яркий образ служит хорошей логической эмоциональной концовкой развертываемого рассуждения и легко запоминается.

Включить аудиторию в процесс совместного размышления, заинтересовав его яркими, увлекательными, образными картинками и неожиданными сравнениями – такую важную учебную задачу всегда ставил перед собой Перт Францевич Лесгафт.

Слушатели, посещавшие занятия Лесгафта, отмечали, что им не приходилось слышать второго такого оратора, который умел бы при строгом логическом развитии основной идеи быть столь же ярким и изобразительным в подборе жизненных иллюстраций к глубокому научному размышлению. Под влиянием лекций Лесгафта слушатели начинали пристально вглядываться в окружающую их жизнь, жадно впитывать впечатления, стремились проникнуть в сущность явлений, по внешним признакам составить впечатление об их внутреннем содержании.

Например, анализируя механизм ходьбы, профессор рекомендовал слушателям обратить внимание на следы, оставленные человеком на свежевыпавшем снегу.

Следы одного человека отчетливо и точно отпечатались на снегу, а за другим тянется длинный, неясный хвост: это – так называемая, неряшливая походка. Очевидно, заключал ученый, этот человек и в других проявлениях нетороплив и неряшлив.

Студенты, возвращаясь с занятий Лесгафта, начинали невольно не только внимательно приглядываться к отпечаткам, оставленным проходящими, но, беспокойно оглядываясь, рассматривали и собственные следы, проверяя, не осталось ли за ними предательски неряшливого хвоста, и старались аккуратно и более четко шагать.

Аудитории не нужна управляемая компьютером и лишенная всяких эмоций «говорящая машина». Она желает видеть личность оратора. <…> Стало быть, осуществление в выступлении единства логического и эмоционального посредством использования выразительных средств искусства, преследует цель – «слияние» мысли и чувства и на этой основе привести в действие все компоненты сознания, пробудить все стороны человеческой психики.

Доклад на конференцию

Только в этом случае оратор с наибольшей полнотой может выразить творческое восприятие излагаемого материала со стороны слушателей.

При этом нужно всегда учитывать Павловскую классификацию людей в зависимости от характера вышей нервной деятельности на мыслительный, художественный и средний типы. Слушатель мыслительного стиля мало придает значение эмоциональной окраске изложения и применению образных средств, а сосредоточивает внимание лишь на системе логической аргументации. Слушатели художественного стиля отдают предпочтение яркому, образному, увлекательному изложению научных истин. Высшим выражением ораторского мастерства говорящего считается стиль среднего типа, объединяющий в себе черты логической обоснованности и образной выразительности. <…> В общении же с аудиторией следует помнить, что деление (слушателей, людей) на типы является условным, что каждый слушатель обладает в определенной степени как мыслительными, так и художественными способностями, что аудитория в целом ждет от выступающего всего арсенала средств рационального и эмоционального воздействия.

Практикум

Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем (см. темы для докладов и сообщений, можете предложить свою формулировку). Подумайте, как сделать высказывание содержательным, цельным, логичным, интересным для слушателей, выразительным. Выступите с вашим сообщением на занятии.


⇐ Предыдущая118119120121122123124125126127Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 645 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Как подготовить выступление на семинаре?

⇐ Предыдущая12

Подготовка к семинару может включать в себя и Ваше желание подготовить выступление на семинаре. Если Вы планируете выступить на семинаре с докладом, рефератом или просто выступлением, то готовиться придется более основательно. Правильно поступают и те студенты, которые заранее обговаривают с преподавателем тему и содержание своего выступления, реферата или доклада на семинарском занятии.

Преподаватели ценят такие выступления на семинаре, в которых рассматриваются какие-либо дискуссионные вопросы. Причем от студента требуется, не просто назвать эти проблемы, а проанализировать их, высказать свою точку зрения.

На доклад отводится 10-15 минут, а на остальные сообщения в пределах 5 минут. Поэтому, готовясь к сообщению, учитывайте временные параметры. Слишком длинное сообщение будет утомлять слушателей. Подбирая вопросы, которые Вы собираетесь рассмотреть в своем сообщении, представьте себе, что было бы интересно узнать по теме Вашего выступления сокурсникам. Выступление на семинаре должно быть познавательным и интересным для других, так, чтобы оно побуждало к его осмыслению и обсуждению.

Содержание выступления должно строго соответствовать теме. Оно должно быть направлено на раскрытие сущности рассматриваемого вопроса, быть логичным. Каждое доказываемое Вами положение нужно хорошо обосновать соответствующими аргументами, так, чтобы оно выглядело убедительно и для преподавателя, и для студентов.

Старайтесь насытить свое выступление на семинарене трафаретными, давно всем известными материалами. Не пересказывайте то, что уже есть в конспекте лекций. Поищите в литературе интересные, но малоизвестные факты. Они всегда вызывают интерес. Хорошо, если Ваше выступление будет опираться на реальные жизненные примеры. Если их умело обыграть и высказать свою точку зрения, то это будет выглядеть весьма эффектно и вызывать повышенный интерес.
Сейчас стало модным использовать при выступлениях и докладах мультимедийные средства, которые повышают информативность и наглядность излагаемого материала. Поэтому, при наличии такой возможности (позволяет аудитория, имеются такие средства), можете активно пользоваться этими средствами, заранее тщательно продумав и подготовив необходимые иллюстрационные материалы.

 

Что делать на семинаре?

Поспать, молчаливо отсидеться, проболтать с друзьями или проявить свою активность? А может не ходить на него вообще? Думаю, ответ на эти вопросы понятен каждому.

 

 

Учебный семинар — это не просто средство проверки усвоения знаний, но еще и мощное средство формирования навыков публичного выступления, умения вслух высказывать свои мысли и отстаивать свою позицию. Жизнь показывает, что тому, кто не развивает этих навыков и умений, трудно рассчитывать на карьерный успех или успех в бизнесе. Начинайте их развивать еще в вузе. Для этого:
старайтесь на каждом семинаре делать небольшие, но за раннее подготовленные выступления; дополняйте выступления своих товарищей;
высказывайте и обосновывайте свою точку зрения по рассматриваемым проблемам;
смело обращайтесь к преподавателю по неясным вопросам

Некоторые студенты, основательно подготовившись к семинару, стесняются и боятся публичных выступлений. Как победить эту болезнь? Очень просто. Переборите себя несколько раз и выступите. Пройдет не только страх, но и появится вкус и интерес к публичным выступлениям.

Учебный семинар выступает и средством объективной оценки того, как Вы усвоили пройденный материал.

Некоторые студенты обижаются на преподавателя, полагая, что их активность на семинаре недооценили. Не нужно обижаться на строгость оценки Ваших знаний преподавателем. Если Вы не удовлетворены своей оценкой на семинаре, лучше еще раз посмотрите на себя и постарайтесь сами, поставив себя на место преподавателя, оценить самого себя. Думаю, что в большинстве случаев, Вы придете к выводу о том, что оценка была объективной. А вот Вам нужно учесть замечания преподавателя для более успешного участия в семинарских занятиях.

 


⇐ Предыдущая12


Дата добавления: 2017-01-28; просмотров: 496 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *