Дракон язык программирования

.

Blockly.Ru является образовательным проектом для будущих программистов. На сайте представлена серия заданий, обучающих основам программирования. Данные задания могут быть использованы как в образовательных учреждениях, так и для самостоятельного обучения. Они предназначены для тех, кто не имеет опыта программирования. После выполнения всех заданий, обучающиеся будут лучше подготовлены к изучению обычных текстовых языков программирования.

Визуальная среда разработки алгоритмов ИС ДРАКОН

Для обучения используется язык программирования Blockly.

Blockly – визуальный язык программирования, созданный в 2012 году компанией Google. Разработчики: Нил Фрейзер, при участии Эллен Спертус и Марка Фридмана. Нил Фрейзер называет Blockly редактором визуального программирования.

Этот язык, по виду похожий на Scratch, буквально сразу после своего появления стал популярен в образовании. Он начал использоваться для обучения основам программирования школьников, и даже студентов. Популярность обусловлена рядом его преимуществ над Scratch и другими подобными языками: бесплатная и свободная лицензия, простой и понятный веб-интерфейс, адаптирован для работы на планшетах, имеется возможность кросс-компиляции в другие языки. Популярность Blockly началась с западных стран, где в настоящее время реализуется множество онлайн-проектов обучения азам программирования школьников и дошкольников. В последнее время и в России обратили внимание на этот бесспорно перспективный язык. Например, в декабре 2014 года в школах с большим успехом прошла всероссийская акция «Час Кода». Кроме всего прочего, этот язык, в отличие от Scratch, отлично встраивается в российскую классно-урочную систему, поэтому есть надежда, что он будет востребован и в российском образовании. Возможно, со временем он заменит в школах систему программирования Кумир.

Больше о Blockly вы можете узнать, посетив раздел сайта «Информация». А также советуем прочитать интересную статью «Графическая среда программирования Blockly (Блокли)» к.ф.-м.н. Семионенкова М.Н., переводчика ядра Blockly на русский язык, главного популяризатора Blockly в России.

Информация
В данном разделе представлена наиболее полная подборка материалов о Blockly на русском языке: статьи, интервью, информация от разработчиков, и т. д.

Среда программирования
Данное приложение является основным в системе Google Blockly. Оно позволяет создавать программы любой сложности, как на Blockly, так и компилируя их в JavaScript, PHP, Dart или Python. Это приложение может с успехом применяться для обучения школьников основам программирования.

Codering
В разделе представлены приложения, в которых имеется возможность провести парные соревнования между учениками на скорость выполнения заданий. Победителем становится тот, кто быстрее выполнит все упражнения.

Игры
Игры для будущих программистов. Подробнее…

Приложения
Примеры приложений, использующих Blockly. Подробнее…

BlocklyDuino
BlocklyDuino — редактор визуального программирования роботов Arduino, основанный на Blockly. Имеются русская и английская версии приложения.

Учимся программировать
В разделе представлены приложения, имеющие два варианта обучения основам программирования: на графическом языке Blockly и на текстовом языке JavaScript.

Весь исходный код Blockly является открытым, посетите веб-сайт разработчика для получения дополнительной информации или для загрузки архивных файлов для использования в автономном режиме. Пожалуйста, отправьте нам свои отзывы.

Ŕëăîđčňěč÷ĺńęčé ˙çűę ÄĐŔĘÎÍ

ßçűę ÄĐŔĘÎÍ ńîçäŕí â Đîńńčéńęîě ęîńěč÷ĺńęîě ŕăĺíňńňâĺ č ňůŕňĺëüíî îňđŕáîňŕí íŕ ďđŕęňčęĺ â đ˙äĺ ęîńěč÷ĺńęčő ďđîĺęňîâ. Ěîćíî ďîäóěŕňü, ÷ňî ýňî ńëîćíűé č çŕóěíűé ˙çűę. Íč÷ĺăî ďîäîáíîăî! ÄĐŔĘÎÍ — ýňî ăđŕôč÷ĺńęčé ˙çűę. Ńëîćíűé ŕëăîđčňě â íĺě ďđĺâđŕůŕĺňń˙ â ďđîńňóţ ęŕđňčíęó (äđŕęîí-ńőĺěó), ęîňîđŕ˙ îáĺńďĺ÷čâŕĺň áűńňđîĺ č ëĺăęîĺ ďîíčěŕíčĺ ďî ďđčíöčďó: «Âçăë˙íóë — č ńđŕçó ďîí˙ë!».Çŕ ďđĺäĺëŕěč ĐîńĘîńěîńŕ ˙çűę đŕńďđîńňđŕí¸í ńëŕáî. Ěĺćäó ňĺě, íĺň íčęŕęčő ďđĺď˙ňńňâčé äë˙ ĺăî řčđîęîăî ďđčěĺíĺíč˙ ďđč ďđîăđŕěěčđîâŕíčč, ďëŕíčđîâŕíčč, îáó÷ĺíčč č ň.ä. Çíŕęîěńňâî ń ÄĐŔĘÎÍÎĚ íóćíî íŕ÷ŕňü ń ęíčăč, íŕďčńŕííîé îäíčě čç ŕâňîđîâ ˙çűęŕ, č ĺăî ăîđ˙÷čě ďîďóë˙đčçŕňîđîě Ďŕđîíäćŕíîâűě Âëŕäčěčđîě Äŕíčĺëîâč÷ĺě. Ęíčăŕ đŕçěĺůĺíŕ çäĺńü ń ńîăëŕńč˙ ŕâňîđŕ.
Ęíčăŕ «ßçűę ÄĐŔĘÎÍ» (.pdf 9M)

Đĺäŕęňîđ ÄĐŔĘÎÍ

Äë˙ ńîçäŕíč˙ č đĺäŕęňčđîâŕíč˙ äđŕęîí-ńőĺě ďđĺäëŕăŕĺňń˙ Číňĺăđčđîâŕííŕ˙ Ńđĺäŕ ÄĐŔĘÎÍ. Đŕçđŕáîň÷čę ďđîăđŕěěű Ňűřîâ Ăĺííŕäčé Íčęîëŕĺâč÷. Ďđîăđŕěěŕ óěĺĺň ďđĺâđŕůŕňü äđŕęîí-ńőĺěű â čńőîäíűĺ ňĺęńňű ďđîăđŕěě íŕ ˙çűęŕő ńĺěĺéńňâ 1Ń, Delphi, C, Oberon, ASM. Ďđîăđŕěěŕ ýâîëţöčîííî đŕçâčâŕĺňń˙ ŕâňîđîě, č âűďîëí˙ţňń˙ äîđŕáîňęč ďî çŕěĺ÷ŕíč˙ě ďîëüçîâŕňĺëĺé, ďđĺĺěńňâĺííîńňü îáĺńďĺ÷čâŕĺňń˙.

Добро пожаловать на сайт «Визуальный язык ДРАКОН»

Äčńňđčáóňčâ đŕçěĺů¸í çäĺńü ń ńîăëŕńč˙ ŕâňîđŕ.
Číňĺăđčđîâŕííŕ˙ Ńđĺäŕ ÄĐŔĘÎÍ (.zip ~0.77M) Âűďóńę 22.02.2012.
Íĺęîňîđűĺ îňëč÷č˙ â đŕáîňĺ ČŃ Äđŕęîí ýňîăî âűďóńęŕ ńěîňđčňĺ â: Ďîäăîňîâęŕ ę đŕáîňĺ â ČŃ Äđŕęîí îň 20.02.2012(.pdf ~0.7M)
Íîâűĺ âĺđńčč Äđŕęîíŕ ńěîňđčňĺ çäĺńü: Ôîđóě

Óđîęč ÄĐŔĘÎÍŕ

Äë˙ îńâîĺíč˙ ďđč¸ěîâ đŕáîňű ń ČŃ ÄĐŔĘÎÍ ěîćĺň îęŕçŕňüń˙ ďîëĺçíűě ďîńěîňđĺňü ďđĺäëŕăŕĺěűĺ âčäĺîđîëčęč. Ďîęŕçŕí ďđîöĺńń îň ďĺđâîăî çŕďóńęŕ đĺäŕęňîđŕ, äî çŕăđóçęč ďîëó÷ĺííîé ďđîřčâęč â ěčęđîďđîöĺńńîđ.
Âčäĺîđîëčęč â čńőîäíîě ęŕ÷ĺńňâĺ ěîćíî ńęŕ÷ŕňü â âčäĺ .exe ôŕéëîâ, «çŕâ¸đíóňűő» â ŕđőčâ .zip áĺç ńćŕňč˙.Ďđîâĺđüňĺ ŕíňčâčđóńîě ďĺđĺä çŕďóńęîě!


Ďđîăđŕěěčđîâŕíčĺ íŕ ÄĐŔĘÎÍĹ. Óđîę 1.
Âčäĺî â čńőîäíîě ęŕ÷ĺńňâĺ (.zip 6.7M)
Ňĺęńň ę óđîęó 1 (.pdf 241K)
Äđŕęîí ńőĺěŕ ę óđîęó 1 (.zip 1Ę)


Ďđîăđŕěěčđîâŕíčĺ íŕ ÄĐŔĘÎÍĹ. Óđîę 2.
Âčäĺî â čńőîäíîě ęŕ÷ĺńňâĺ (.zip 5.3M)
Ňĺęńň ę óđîęó 2 (.pdf 1.7M)
Äđŕęîí ńőĺěŕ ę óđîęó 2 (.zip 3Ę)


Ďđîăđŕěěčđîâŕíčĺ íŕ ÄĐŔĘÎÍĹ.

Óđîę 3.
Âčäĺî â čńőîäíîě ęŕ÷ĺńňâĺ (.zip 5M)
Äđŕęîí ńőĺěŕ ę óđîęó 3 (.zip 1.8K)


Ďđîăđŕěěčđîâŕíčĺ íŕ ÄĐŔĘÎÍĹ. Óđîę 4.
Âčäĺî â čńőîäíîě ęŕ÷ĺńňâĺ (.zip 6.7M)
Äđŕęîí ńőĺěŕ ę óđîęó 4 (.zip 1.5K)

Ďđŕęňčęč ÄĐŔĘÎÍŕ

Ďđčěĺđű đŕçđŕáîňîę íŕ ˙çűęĺ ÄĐŔĘÎÍ.

Îőđŕííŕ˙ ńčăíŕëčçŕöč˙: www.radius-5.ru
Îäíŕ čç äđŕęîí-ńőĺě îőđŕííîé ńčăíŕëčçŕöčč (.gif 44K)


© Ńäĺëŕíî â Đîńcčč

Алгоритмический язык «Дракон»

«Слушайте, граждане,» — сказали советские конструкторы космической техники в далёком 1986-м году, — «а почему это нам приходится постоянно дёргать программистов, даже ради создания несложного софта? Давайте-ка сделаем так, чтобы любой инженер мог самостоятельно справиться!» Так появилась совершенно потрясающая разработка — ДРАКОН, применяемая РосКосмосом в промышленном масштабе с 1996-го. О ней и расскажем.

Суть вкратце

«ДРАКОН» — своеобразная аббревиатура. Расшифровывается она так: Д — Дружелюбный, Р — Русский, А — Алгоритмический язык, К — Который, О — Обеспечивает, Н — Наглядность.

Наглядность обеспечивается на самом деле. Алгоритмы, доступные для создания целостных программ, отображаются в виде блоков на дисплее компьютера. Всякие прямоугольники, соединённые линиями и стрелочками. Внутри них указаны действия. Всё это называется ДРАКОН-схемы. (Причём, некоторые прямоугольники — с закруглёнными углами. Такой дизайн запатентован конторой Apple. Правда, Apple явно побаивается подавать в суд на РосКосмос.)

Так вот, инженер, сконструировав какой-нибудь прибор, может самостоятельно создать программу для управления устройством, просто передвигая блоки — элементы ДРАКОН-схемы. Без ручного написания исходного кода.

Гибриды

Хотя в вышеупомянутом исходном коде разбираться необязательно, обойтись без него всё равно нельзя. Ведь алгоритмы, представленные в виде схем, всё равно нужно преобразовывать в нечто пригодное для компиляции. И одновременно понятное как можно большему количеству среднестатистических специалистов.

Всякие велосипеды, конечно изобретали, но здравомыслие победило: разумные люди принялись прикручивать к ДРАКОН-схемам уже существующие языки программирования (выбрав самые популярные, естественно). Получились гибриды, такие как «Дракон-Си», «Дракон-Java», «Дракон-Perl» и, с особенно красивым названием, «Дракон-Питон».

Следовательно, программисты совсем уж без работы не остались, ведь кому-то же надо заглядывать под прямоугольники, открывать исходные коды и вносить какие-либо поправки, ежели возникает необходимость.

Среда разработки

Конечно же, управление ДРАКОН-схемами происходит не просто так, а внутри какой-то компьютерной программы. Впрочем, почему в какой-то, есть вполне конкретный, пригодный для работы софт: DRAKON Editor 1.13, присутствующий на SourceFordge (вот здесь: sourceforge.net/projects/drakon-editor/files/). По заверениям создателя, Степана Миткина, позволяет изготавливать софт на языках Java, Javascript, C#, C++, C (обычный Си), Python, Tcl, Lua и Erlang.

Можно устанавливать в Windows и Mac OS. Требует поддержки Tcl (доведётся обратиться к проекту ActiveTcl). В GNU/Linux тоже работает, но необходимы компоненты , , , и .

В Windows запускается двойным кликом на файле , а в Mac OS и GNU/Linux — командой в терминале: (после неё через пробел можно указать имя файла, который нужно открыть в редакторе).

Есть и альтернативное решение: «Интегрированная Среда ДРАКОН», именуемая также «ДРАКОН-редактор». Создатель: Тышов Геннадий Николаевич.

Данный редактор, после расстановки блоков, умеет преобразовывать результат в коды на языках программирования Delphi, Си, Oberon и даже ASM. Правда, запустить его можно только в операционной системе Windows. Да и брать дозволено лишь на девять месяцев, а потом нужно получать какую-то лицензию.

Другие среды разработки или не доведены до ума, или работают в древней ОС MS DOS, или предназначены для внутреннего использования в разных конторах. Например, московский «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения» создал продукт под названием «ГРАФИТ-ФЛОКС-система», заточенный под их производственные нужды и не очень-то интересный широким слоям программирующих граждан.

Кому это нужно

Алгоритмический язык ДРАКОН нужен международному проекту «Морской старт», конструкторам космических аппаратов «Фрегат» и ракет-носителей «Протон-М». По непроверенным данным, кто-то также пытался создавать софт для охранных систем, электронных замков, всяких сигнализаций и прочих мелочей.

Широкому распространению и повсеместному внедрению вроде бы ничего не препятствует, однако почему-то никто особо не рвётся популяризировать сей столь удобный и практичный инструмент.

Вот если бы можно было делать приложения для ОС Android (как, например, AppInventor), то популярность пришла бы.

ДРАКОН (язык программирования)

А так… Впрочем, Google не дремлет.

Google Blockly

Ценная концепция не должна пропадать, решили в Google, и 13 июля 2012-го года группа энтузиастов анонсировала визуальный язык программирования Blocky.

Человек перетаскивает модули, похожие на элементы цветной головоломки, и таким образом выстраивает алгоритмы в программу. Потом это можно скомпилировать, например, в Python.

Мало того, что код проекта распространяется под лицензией Apache, так ещё и прямо в браузере работает, поскольку написан на JavaScript. Хотя, зачем лишние слова, каждый может зайти на страницу проекта code.google.com/p/blockly/ и выстроить из команд-модулей демонстрационную программу для преодоления лабиринта. Получается даже у детей.

Правда, ничего серьёзного на Blocky пока не сотворить, большие приложения ему не по силам. Проект ведь совсем юный. Это же не ДРАКОН, родившийся в 1986-м.

Заключение

Вот и получается, что если проект ДРАКОН не возьмётся за ум и не адаптируется к современным условиям, то так и останется востребованным лишь аэрокосмическими конторами да парой исследовательских институтов.

Никто не берётся за продвижение и популяризацию? Значит, не судьба. Таковы современные условия.

Даже если Blocky не разовьётся и не окрепнет под крылышком Google, появятся другие аналогичные проекты, ведь свято место, как известно, пусто не бывает в принципе, и хорошие идеи всегда найдут своих реализаторов.

Автор: vanilinkin, специально для xBB.uz, 13.10.2012


Предыдущие публикации:


Последнее редактирование: 2012-10-13 08:15:32

Метки материала: дракон, язык, алгоритмический язык, язык дракон, язык программирования, программное обеспечение, информационные технологии, программирование, ит, алгоритм, it, компьютерные технологии, hi tech, икт, software, высокие технологии, разработка по, high tech

Оставьте, пожалуйста, свой комментарий к публикации

Программа «ИС Дракон»

Разработчик программы Тышов Геннадий Николаевич
г. Северодвинск, работал в ОАО «СПО «Арктика», www.spoarktika.ru .

Программа «ИС Дракон» предназначена для:
— практической алгоритмизации вашей деятельности,
— формулирования ваших задач,
— формализации ваших знаний.

Программа представляет собой инструмент:
— визуальной техники мышления и общения,
— визуального проектирования алгоритмов деятельности и программ,
— визуального программирования,
— формирования алгоритмических баз деятельности.

Программа «ИС Дракон» (Интегрированная Среда Дракон) является средой работы с Дракон-алгоритмами.
С помощью «ИС Дракон» внедряется алгоритмическая культура во многие виды деятельности.

Программирование микроконтроллеров на ДРАКОНе

Скачать программу «ИС Дракон»

Указания пользователю

* Примеры работы с программой «ИС Дракон»

  1. Пользователь может сохранить графический файл Дракон-листа или Дракон-схемы. Открывая графический файл в графическом редакторе, можно дополнить к примеру графическими атрибутами организации, можно выполнить печать бумажной копии.

  2. Пользователь может копировать изображение Дракон-листа или Дракон-схемы в системный буфер. Изображение из системного буфера можно вставить в редактируемые текстовые или графические документы. Изображение можно скопировано в буфер с экрана с элементами процесса редактирования (с выделением графического курсора, точек ввода икон), это позволяет составлять пособия по применению ИС Дракон и руководства для пользователей Дракон-алгоритмов.

  3. Пользователь в дополнение к бумажной копии Дракон-алгоритма может получить текстовый файл с сопроводительной информацией из А-, В-, Р-текстов. Таким образом создается возможность публикации полнофункциональных Дракон-алгоритмов.

  4. Пользователь может указывать в текстах Дракон-алгоритмов имена файлов или Интернет ссылку. При выделении имени файла можно запустить файл на выполнение или открыть файл или ссылку. Открытие производится с применением установленной на компьютере ассоциации расширений файлов и приложений. При отсутствии в имени файла пути размещения, выборка файла производится с поиском файла в папке программы. В будущем предусматривается производить поиск файла также во вложенной папке «DFiles». В будущем предусматривается иметь возможность размещать имен файлов и ссылки в скобка «</…/>» для выполнения по горячей клавише без выделения в тексте.

  5. Пользователь, используя возможность указывать файлы, создает внешнее и контекстное к алгоритму информационное окружение, включая Интернет пространство.

Указания программисту

  1. Пользователь может иметь текстовый файл с шаблонами программного кода на выбранном языке программирования, скопировать его в окно сообщений. Выбирать шаблон в окне сообщений и используя системный буфер переносить текст шаблона в тексты алгоритма.

  2. Пользователь может установить использование командного файла «Dragon.bat» при сборке программного кода в программные файлы на языке программирования. При этом формируется список программных файлов, передается в командный файл и командный файл запускается на выполнение. Это обеспечивает объединение программирования с трансляцией и отладкой.

  3. Пользователь может установить режим сборки программного кода с заменой отсутствующего в иконах Р-текста на комментарий с текстом «……Нет текста». Это позволяет блокировать сообщения об ошибке и выполнять трансляцию на ранних этапах разработки алгоритма.

  4. Пользователь может установить режим формирования программного кода с включение кода трассировки выполнения отмеченных икон.

  5. Пользователь может для Дракон-листа формировать текст листинга алгоритма. Текст листинга алгоритма позволит программными средствами сравнивать версии алгоритма, находить места изменений.

  6. Пользователь может для схемы Силуэт установить свойство Автомат для выполнения автоматного программирования конечных автоматов по технологии SWITCH. Возможность введена по предложению С.Д. Ефанова.

  7. Рекомендуется, к Дракон-листам с алгоритмами и кодами программ, формировать и Дракон-листы с инструкциями по эксплуатации ПО для пользователей. Инструкции передаются пользователям вместе с ИС Дракон. Такая практика работы в ИС Дракон у А.А. Араптанова в системе 1С.

В программе есть средства настройки на различные языки программирования. Программа позволяет производить сборку Дракон-схем в исходные тексты программ на языках имеющих операторы: комментарий, метка, безусловный переход (GOTO), переход по условию; к примеру языки семейств 1С, Delphi, C. Сборка программного кода икон в файл производится внутренним Маршрутным транслятором.

Для работы с языками программирования без GOTO и с ассемблерами предусмотрен режим сборки без Маршрутного транслятора в заданном программистом порядке.
Для языка Tcl, без GOTO, есть опыт формирования программного кода Маршрутным транслятором и с последующей доработкой, смотрите http://forum.oberoncore.ru/viewtopic.php?p=89576#p89576

Заставка программы ИС Дракон

Что такое дракон-лист?

  1. Дракон-лист отображен в режиме программирования.

  2. Точки ввода текста (до 4-х квадратов) являются A, B, S, P-текстами.

  3. Точки A, B предназначены для ввода сопровождающей информации, точка P — для ввода программного кода, точка S — для просмотра собранного программного кода. При наличии текста квадрат становится темным.

  4. Знаком ? отмечены обязательные места ввода текста в иконы.

Редактирование дракон-схемы

Икона 3 выбрана для редактирования.
Знаком «?» в иконах Адрес и Ветка отмечено отсутствие передачи управления. Передача управления визуально отображается штриховой линией.

Особенности

Отличительной особенностью программы является высокая степень автоматизации ввода графики.

Вторая особенность — каждая икона имеет несколько (до 4-х) уровней ввода текста. Один из этих уровней отображается на «теле» иконы, другой может содержит фрагмент программного кода. Оставшиеся уровни (A-текст, B-текст, P-текст, S-текст) могут использоваться произвольно, например, содержать подробные комментарии, ссылки и сопроводительную информацию.

Для отображения бизнес-процессов иконы дополняются наименованием участников бизнес процесса.

Все отображаемые тексты могут быть многострочными и большого объема.
Максимальное количество строк в иконе задается в настройках программы, полностью текст отображается в текстовом редакторе на вкладке.

Описание формата DRT

Методические указания по работе с ИС Дракон

Уроки ДРАКОНа

Дополнительный сайт программы «ИС Дракон»

Текстовые варианты и файлы Дракон-схем уроков

Черновики Геннадия Тышова

Сопроводительная информация может содержат указание на законодательные и организационно-распорядительные документы, содержать фрагменты документов.

Наличие сопроводительной информации важно для лиц работающих с юридически значимыми алгоритмами. Наличие к иконе сопроводительной информации обосновывает происхождение и срок действия юридической нормы отображенной в иконе. Именно наличие сопроводительной информации определяет актуальность юридически значимого Дракон-алгоритма.

Программа ИС Дракон разработана на основе визуальных алгоритмических языков Дракон и Гном созданных В.Д. Паронджановым и государственного стандарта ГОСТ 19.701-90 (ISO 5807–85). Идеи и цели языка Дракон получили развитие для практического и широкого применения.

Процедурное знание, алгоритм — описывает порядок действий с объектом, отображено в Дракон-схемах вида Примитив и Силуэт.
Декларативное знание — отвечает на вопрос: «Что это такое?», отображено в Дракон-схеме вида Гном.

Создание и редактирование Дракон-схем выполняется в ИС Дракон.

Дракон-алгоритмы на планшетниках
Некоторые вопрос использования Дракон-алгоритмов созданных в ИС Дракон рассмотрены на форуме в теме "ИС Дракон и Андроид".

ИС Дракон работает в других операционных системах
В UNIX-подобными ОС работает с программой Wine.
В MacOS работает с программой Parallels Desktop.

Действия к иконам 19 и 21 выполняются участниками бизнес-процесса.
Дракон-лист отображен в режиме программирования.
Точки ввода текста (до 4-х квадратов) являются A,B,S,P-текстами: A,B для ввода сопровождающей информации, P для ввода программного кода, S для просмотра собранного программного кода. При наличии текста квадрат темный.
Лист можно сопроводить колонтитулами: верхний средний, нижний левый, нижний средний, нижний правый.
Знаком »?« отмечены обязательные места ввода текста в иконы, места ввода иконы в блоке икон для обеспечения функциональности блока.

· Последние изменения: 2016/03/19 16:37 —

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *