История возникновения календаря майя

.

Календарь майя — система календарей, созданных цивилизацией майя в доколумбовой Центральной Америке. Этот календарь использовался и другими центральноамериканскими народами — ацтеками, тольтеками и др.

Типичная дата календаря майя выглядит примерно так: 12.18.16.2.6, 3 Кими 4 Соц, где 12.18.16.2.6 — это дата длинного счёта, 3 Кими — цолькин, 4 Соц — хааб.

Цивилизация Майя возникла в Мезоамерике (Центральной Америке). Этот регион находится в пределах между Мексикой и Южной Америкой, и был домом для многих других культур, в том числе Ацтеков, Ольмеков, Теотиуакан и Тольтеков. Майя жили в местах, где сегодня расположены государства Гватемала, Белиз, Гондурас, Сальвадор и на Юге Мексики (Юкатан, Кампече и Кинтана-Роо, Табаско и Чьяпас).

История Майя состоит из трех периодов:

1. Доклассический — 2000 г. до н.э. до 250 н.э.
2. Классический – от 250 до 900
3.

Календарь майя — загадочные предсказания древних индейцев

Постклассический — от 900 до Испанской конкисты в 1400 году

Письменность в Мезоамерике возникла в середине Доклассического периода. Майя первыми начали создавать исторические записи и вести календарь. Для этого использовались стелы или каменные памятники, на которых вырезались события гражданской жизни Майя, календари и астрономические познания. Они также изображали свои религиозные верования и мифологию на керамике.

Майя придавали большое значение записям истории своего народа. Они были не первой цивилизацией, использовавшей календарь, но зато разработали четыре отдельных календаря, которые длились дискретные периоды времени. В зависимости от своих потребностей, Майя использовали различные календари или определенное сочетание двух календарей для записи каждого события. Их календарь Длинного Счёта, о котором мы узнаем более подробно позже, истек в 2012 году, в результате чего, как некоторые считали, должно было возникнуть апокалиптическое событие.

Но для того, чтобы расшифровать эти разные календари, вы должны будете сначала выучить краткий урок по математике Майя.

Участвуйте в народном рейтинге интересных историй и фактов. Если вам понравилась статья — жмите на кнопку. Это интересно88

Календарь древних майя

Календарь был неразрывно связан с религией. Жрецы, изучившие движения планет и смену сезонов, точно знали даты посевов и сбора урожая.

Календарь древних майя привлекал и сейчас продолжает привлекать самое пристальное и серьезное внимание исследователей, изучающих эту выдающуюся цивилизацию. Многие из них надеялись именно в календаре найти ответы на бесчисленное множество неясных вопросов из таинственного прошлого майя. И хотя сам по себе календарь не мог, вполне естественно, удовлетворить большинство интересов ученых, он все же многое поведал о тех, кто создал его два тысячелетия назад. Достаточно сказать, что именно благодаря изучению ка-лендаря мы знаем двадцатеричную систему счета майя, форму написания цифр, их невероятные достижения в области математики и астрономии.

В основе календаря древних майя лежала тринадцатидневная неделя. Дни недели записывались цифровыми знаками. Вторым и третьим слагаемыми были названия дня двадцатидневного месяца-виналя, а также его порядковый номер внутри самого месяца. Счёт дням месяца велся от нуля до девятнадцати, причем первый день считался нулевым, а второй обозначался единицей •. Наконец, в дату обязательно входило название месяца, их было восемнадцать, каждый из которых имел собственное имя.

Таким образом, дата состояла из четырех компонентов

– слагаемых:
– число тринадцатидневной недели,
– название и порядковый номер дня двадцатидневного месяца,
– название (имя) месяца.

Основная особенность датировки у древних майя заключается в том, что любая дата майяского календаря повторится лишь через 52 года, более того, именно эта особенность стала основой из календаря и летоисчисления, обретя форму вначале математического, а позднее и мистического пятидесятидвухлетнего цикла, который принято также называть календарным кругом. Основой календаря стал четырехлетний цикл.

К сожалению, не сохранилось достаточно достоверных данных о происхождении как компонентов – слагаемых календарной даты, так и перечисленных циклов. Некоторые из них первоначально зародились из чисто абстрактных математических понятий, например «виналь» – двадцатидневный месяц – по числу единиц первого порядка двадцатеричной системы счета майя Возможно, что и число тринадцать – количество дней в неделе – тоже появилось в чисто математических расчетах, скорее всего, связанных с астрономическими наблюдениями, и лишь потом обрело мистический характер – тринадцать небес мироздания. Жрецы, заинтересованные в монопольном владении тайнами календаря, постепенно обряжали его во все более сложные мистические одеяния, недоступные разуму простых смертных, и в конечном итоге именно эти «одеяния» стали играть главенствующую роль. И если из-под религиозных одеяний – названий двадцатидневных месяцев можно отчетливо увидеть рациональное начало деления года на одинаковые по времени отрезки – месяцы, названия дней скорее свидетельствуют о своем чисто культовом происхождении.

Таким образом, календарь майя уже в процессе зарождения не был лишен и элементов общественно-политического характера. Между тем институт смены власти по родам, свойственный самой ранней стадии формирования у майя классового общества, постепенно отмирал. Однако четырехлетний цикл как основа календаря сохранялся в неприкосновенности, ибо он продолжал играть важную роль в их экономической жизни. Жрецы сумели выхолостить из него демократические начала и целиком поставить на службу своей религии, теперь уже охранявшей «божественную» власть всемогущих правителей ставшую в конце концов наследственной.

Год майя начинался с 23 декабря, то есть в день зимнего солнцестояния, хорошо известный их астрономам. Названия же месяцев, особенно у древнего календаря, со всей очевидностью показывают их смысловой и рациональный заряд.

Вот как назывались месяцы календаря майя:
ЙАШ-К’ИН «Новое солнце» – после зимнего солнцестояния солнце как бы заново рождается 23.XII-11.I (по григорианскому календарю)
МОЛЬ «Сбор» – по-видимому, уборка кукурузы 12.I-31. I
ЧЕН «Колодец» – наступает период засухи, возникает проблема воды и колодца (?) 1.II-20.I
ЯШ «Новый» – время подготовки к новым посевам 21.II-12.III
САК «Белый» – на поле сухие, побелевшие стебли от старого урожая кукурузы (?) 13.III-1.IV
КЕХ «Олень» – начинается сезон охоты 2.IV-2I.IV
МАК «Накрывание» – пора «накрывать», или тушить огонь на новых участках, отвоевываемых у леса (?) 22.1V-1I.V
К’АНК’ИН «Желтое солнце» – таким оно казалось сквозь дым лесных пожарищ (?) I2.V-3I.V
МУАН «Облачный» – небо покрыто облаками; наступал сезон дождей 1.VI-20.VI
ПАШ «Барабан» – нужно отгонять птиц от созревающих початков кукурузы 21.VI – 10.VII
К’АЙЯБ «Большой дождь» (?) – название не совсем понятное: начинается уборка зерен кукурузы и, по-видимому, могут ожидаться дожди 11.VII-30.VII
КУМХУ «Шум грозы» – разгар сезона дождей 31.VII-19.VIII
ПОП «Циновка» – являлась символом власти, поэтому значение не вполне ясное; древнее название – иероглиф Кнорозов переводит как «месяц рубки деревьев» – «Ч’акаан», что сов-падает с сельскохозяйственными работами. Возможно, что «циновка» как символ власти с началом работ на новом участке когда-то переходила к новому роду (?)20.VIII-8.IX
ВО «Лягушка» – идут по-прежнему дожди (?); иероглиф из древнего календаря Кнорозов расшифровывает как «месяц сгибания початков кукурузы» – «Эк-ча» – «Черный удваиdается» (буквально).

В этот период початки темнели и действительно их сгибали – «удваивали» 9.IX-28.IX
СИП Имя бога охоты – праздник и начало охоты, однако древний календарь дает другое толкование этому месяцу: сгибание початков поздней кукурузы 29.IX-18.X
СОЦ «Летучая мышь» – здесь также смысловое расхождение с древним календарем, по которому «социл» – «зима», «короткие дни» 19.X-7.XI
ЦЕК Точного толкования иероглифа нет,
однако «сеек» на майя означает «собирать по зернышку» 8.XI-27.XI
ШУЛЬ «Конец» – то есть до 23.XII – зимнего солнцестояния осталось пять дополнительных дней по календарю майя 17.XII – 28.XI

Они помогали четкому своевременному проведению необходимых сельскохозяйственных работ во время каждого из месяцев.

Название дней месяца не содержали подобной рациональной нагрузки, они лишь плод жреческих фантазий.

Также майя создали абсолютную датировку, в основу которой была положена мифическая начальная дата.

От нее-то путем простого отсчета количества прошедших дней и велось летосчисление. Чтобы найти соответствие между летосчислением древних майя и тем, которым пользуются сейчас, нужно точно установить хотя бы одну общую для обоих летосчислении дату, достоверность совпадения которой не вызывала бы сомнений. Например, какого «числа» по календарю майя было солнечное или лунное затмение, дата которого известна по григорианскому календарю. Можно найти и более простые примеры: когда по календарю майя на Юкатане появились первые испанцы?

Таких совпадающих дат оказалось вполне достаточно, и современные ученые смогли с абсолютной точностью высчитать и установить мифический начальный год, с которого майя вели свое летосчисление: им оказался 3113 год до нашей эры.
Если бы жрецы майя, следившие за календарем, вели счет прошедшему времени только по одним дням, им бы пришлось уже в X – XII веках нашей эры тратить чуть ли не целую человеческую жизнь на запись всего нескольких десятков своих дат. Ведь к этому времени от начальной даты прошло более полутора миллионов дней (365 4200).

Календарь майя — загадочные предсказания древних индейцев

Поэтому им ничего не оставалось, как на основе своей двадцатеричной системы разработать сравнительно простую «таблицу умножения» календарных дней, значительно упростившую вычисления (названия некоторых единиц счета были придуманы учеными уже в наши дни, так как не вся цифровая терминология майя дошла до нас):

К’ин = 1.
Виналь = 20 к’ин = 20 дней.
Тун = 18 виналь = 360 дней = около 1 года.
К’атун = 20 тун = 7 200 дней = около 20 лет.
Бак’тун = 20 к’атун = 144000 дней = около 400 лет.
Пиктун = 20 бак’тун = 2 880 000 дней = около 8 000 лет.
Калабтун = 20 пиктун = 57600000 дней = около 160 000 лет.
К’инчильтун = 20 калабтун = 1152000000 дней = около 3 200 000 лет.
Алавтун = 20 к’инчильтун = 23040000000 дней = около 64 000 000 лет.

Последнее число – название, по-видимому, было создано на будущее, поскольку даже мифическая дата начала всех начал отнесена к 5 041 738 году до новой эры.

Одна из наиболее ранних и, очевидно, исторических дат, обнаруженных на территории древних городов и поселений майя, была выгравирована за знаменитой Лейденской пластинке.

В более поздние времена майя почти повсеместно отказались от «длинного счета» – так принято называть датировку, примененную на Лейденской пластинке, – и перешли к упрощенному счету по к’атунам – «короткий счет». Это нововведение, к сожалению, лишило датировку майя абсолютной точности.

Календарь и летоисчисление майя были заимствованы ацтеками и другими народами, населявшими Мексику.

В древнем городе майя, Паленке, была развита астрономия. Для майя астрономия была не абстрактной наукой.

То, что древние майя познали в астрономии, просто потрясает.

Лунный месяц, высчитанный жрецами-астрономами Паленке, равен 29,53086 дня, то есть длиннее фактического (29,53059 дня), высчитанного при помощи современной точнейшей счетно-вычислительной техники и астрономического оборудования, всего лишь на 0,00027 дня. Столь поразительная точность отнюдь не случайная удача жрецов Паленке. Жрецы-астрономы из Копана – другой столицы древних майя Классической эпохи, отделенной от Паленке сотнями километров непроходимой сельвы, – достигли не меньшего: их лунный месяц короче фактического на 0,0039 дня!

Майя создали самые точные календари древности.

В течение длительного времени историки науки утверждали, что очагами мировой культуры являлись лишь страны Африки и Азии. Историки астрономии считали, что их наука зародилась в странах Ближнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет), а также в Древнем Китае и Индии. Однако в последние десятилетия этот взгляд пришлось пересмотреть, так как был открыт еще один очаг культуры. Он оказался расположенным на территории «Нового света» — в Центральной Америке, на землях, занимаемых ныне Гватемалой, юго-восточной частью Мексики и Британским Гондурасом. Особенно интересен полуостров Юкатан, который некогда был населен индейцами майя, создавшими свою самобытную культуру.

О древней истории майя стало известно благодаря тому, что у них был обычай периодически почти во всех населенных пунктах ставить стелы — каменные столбы, на которых делались соответствующие записи важнейших событий и указывалась дата установки стелы. Возможно, что многие из этих памятников древнего народа майя являются «юбилейными» или связаны с различными историческими событиями.

Из этих памятников стало известно, что за первые 8 столетий нашей эры различные племена майя построили более сотни городов. По мнению большинства археологов, период расцвета майя продолжался с IV по Х в. н. э. Особенно больших успехов достигли майя в развитии астрономии, связанной с практическими потребностями земледелия. В различных надписях майя обнаружены специальные иероглифы для обозначения планет, Полярной звезды и ряда созвездий. В одной из найденных рукописей сохранился даже список предстоящих солнечных затмений. Астрономические наблюдения проводились в сооружениях, напоминающих башни современных обсерваторий.

Древние астрономические обсерватории

Астрономы майя проводили наблюдения за небесными светилами из каменных обсерваторий, которые были во многих городах — Тикале, Копане, Паленке, Чичен-Ице… Среди них особо выделяется своими размерами Караколь — обсерватория в городе Чичен-Ица.

«Караколь» в переводе с испанского — «раковина улитки». Это грандиозное сооружение представляет собой высокую округлую башню, стоящую на двухступенчатой прямоугольной платформе. По словам ученого-майяниста Эрика Томпсона, она немного похожа на «двухъярусный свадебный торт, водруженный на коробку, в которой его принесли».

Спиральная лестница внутри башни выводит в верхнее помещение, из которого можно наблюдать за небом. Квадратные окна смотрят на точки восхода и захода Солнца в дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.

Астрономические расчеты жрецов майя отличались невероятной точностью. Исследуя руины древнего города Копана, археологи обнаружили две каменные стелы. Они были расположены друг против друга на вершинах холмов, которые замыкали с запада и востока долину Копана.

Если смотреть от одной из стел, то можно установить, что солнце заходит прямо за вторую всего два раза в году: 12 апреля и 7 сентября. Первая дата приходится на самый конец сухого сезона. Поэтому когда вечером 12 апреля солнце заходило прямо за стелу, по всей долине рассылались гонцы, извещавшие земледельцев о том, что боги приказали начать выжигание полей утром следующего дня.

Когда города майя освобождались от джунглей, археологи обращали внимание на то, что расположение зданий имело для майя очень большое значение.

Нередко важные части храмов (например, «коньки» крыш) были ориентированы таким образом, что их положение обозначало восход, кульминацию и закат тех или иных небесных светил.

Другой пример — пирамида Кукулькан в городе Чичен-Ица, являющая собой гигантский каменный календарь с потрясающим эффектом в дни весеннего и осеннего равноденствия. Таких астрономически выверенных сооружений не счесть на земле майя!

Для майя астрономия была не абстрактной наукой. В условиях тропиков (где нет резко обозначенных природой времен года, а продолжительность дня и ночи всегда остается почти неизменной) астрономия служила практическим целям. От жрецов-астрономов шли указания о начале тех или иных сельскохозяйственных работ.

В строго определенный день в густом тропическом лесу майя вырубали деревья, а после их высыхания — сжигали. Затем образовавшиеся поля засевали кукурузой (это — так называемый подсечно-огневой метод земледелия).

Сделать все нужно было в самом конце сухого периода и без затяжек. Иначе помешают тропические ливни, продолжающиеся здесь пять-шесть месяцев подряд.

Календарь Майя: какую судьбу вам напророчили древние индейцы

Ошибка в несколько дней могла стать роковой для всего цикла работ.

Летоисчисление и хронология

Большое внимание уделяли майя вопросам летосчисления и хронологии. Они являлись создателями оригинальных календарных систем, существенно отличающихся от всех других известных нам календарей. Центральноамериканский календарь культур индейцев майя и ацтеков применялся в период около 300–1530 гг. н.э. Основан на периодичности движения Солнца, Луны и синодических периодов обращения планет Венеры (584d) и Марса (780d).

Ученые ряда стран положили много труда, чтобы разгадать тайны письменности майя, их самобытной культуры и, в частности, календаря. Было сделано много, хотя для полного выяснения всех нерешенных вопросов еще потребуется большой труд. Однако уже теперь известно немало интересного. Литература о календаре майя весьма обширна.

Что же удалось установить ученым о календаре и хронологии майя? Сейчас уже известно, что майя применяли одновременно две календарные системы, отличающиеся продолжительностью: длинный год и короткий год. Первый из них применялся в гражданской жизни, а второй был связан с религиозными обрядами.

365-дневный год ( «хааб» ). Майя знали два вида длинных годов. Год в 360 дней назывался «тун» и был сохранен только для особых целей. В быту же применялся 365-дневный календарный год, который назывался «хааб» и который состоял из 18 месяцев по 20 дней. В конце такого года добавлялось еще 5 дней, получивших название «дней без имени» и считавшихся роковыми. Жрецы знали, что «хааб» на доли дня короче истинного солнечного года и что за 60 лет набегает примерно 15 лишних суток.

Многие исследователи культуры майя считают, что календарь майя точнее григорианского. Они объясняют это тем, что, хотя майя не имели астрономических инструментов, они научились достигать высокой точности своих наблюдений небесных светил, применяя особый метод, состоявший в наблюдении сквозь длинные и узкие прорези, своего рода «прицелы».

Год начинался 16 июля. Этому дню соответствовал первый день месяца Поп — первого месяца года. Заканчивался год 10 июля — последним днем месяца Кумху. Остальные 5 дней года являлись «днями без имени». Эта «пятидневка» являлась как бы 19-м, но коротким месяцем года и называлась «Вайеб». Все пять дней Вайеба отмечались как праздник в честь одного из богов — покровителя следующего года.

По предположению французского ученого Жана Жену в древности первым месяцем был не Поп, а Йашк'ин. Свои доводы он основывает на том, что месяц Шуль означающий «конец», был последним месяцем года и заканчивался 17 декабря. Затем шли безымянные 5 дней и вновь начинался новый год, первый день которого падал на 23 декабря. В этом случае новый год примерно совпадал бы с днем зимнего солнцестояния. При этом интересно, что само слово Йашк'ин означает «новое солнце».

260-дневный год («цолькин»).

Совсем иначе был построен короткий календарный год майя, называвшийся «цолькин» и имевший ритуальное назначение. Он состоял всего из 260 дней и делился на 13 месяцев, которые, так же как и «хааб», содержали по 20 дней.

Другая особенность этого календаря — наличие недели, состоящей, из… 13 дней. Дни недели обозначались числами от 1 до 13. Поэтому «цолькин» представлял собою своеобразную комбинацию 20-дневных месяцев и 13-дневных недель. В нем числа недели и названия дней повторялись в определенной закономерности. Правда, из некоторых иероглифических текстов майя можно сделать заключение, что у древних майя кроме 13-дневной недели была еще 9-дневная, в которой счет велся не по дням, а по ночам, причем каждая ночь имела своим покровителем одного из девяти богов подземного царства.

В календаре майя были еще два более крупных цикла: 4-летний, в котором повторялись названия дней и числа месяцев, и 52-летний (представлявший собою комбинацию «хааба» и «цолькина»). Последний состоял из тринадцати 4-летних циклов и охватывал период в 18 980 дней. В нем повторялись не только дни и числа недели, но и числа месяца. В самом деле, период в 18 980 дней содержал 52 «хааба» (365 × 52 =18 980) и в то же время 73 «цолькина» (260 × 73 = 18 980). Эта зависимость и составляла основу гармонии календаря майя.

Каждый Новый год мог начинаться только с одного из следующих четырех дней: К'ан, Мулук, Иш и Кавак. Ежегодно они последовательно менялись, и затем этот порядок повторялся.

Датировка любого события в календаре майя всегда состояла из числа 13-дневной недели, названия дня, числа месяца и названия месяца. Например, если дата записана так: «6 Ламат 14 Шуль», то это значит 6-е число 13-дневной недели, день Ламат, 14-е число месяца Шуль. Такая дата могла повториться только через 52 года, т. е. через 18 980 дней.

Так как в гражданском календаре майя год состоял из 365 дней, а месяц из 20 дней, то через каждые четыре года первый день года приходился на один и тот же день месяца, но в разные числа недели. Поэтому весь 52-летний цикл древнего календаря майя можно представить в виде «вечного календаря» (табл. 2), получившего название «календарного круга».

Лунный календарь.

Древние майя пользовались также и особым лунным календарем, каждый месяц которого содержал 29 или 30 дней. Каждый день лунного месяца обозначался соответствующим числом, причем первый день месяца, как и в 20-дневном месяце, считался нулевым. После шести лунных месяцев заканчивался лунный полугод, после чего опять шел первый лунный месяц. В разное время в древних городах майя, как в наше время в некоторых странах Востока, применялись различные варианты лунных календарей. Все зависело от того, какая лунная дата считалась соответствующей начальной циклической дате эры майя.


Исследование цикла календаря Майя 5.125 лет

Предыдущая12345678910Следующая

Последний цикл календаря Майя, который нам необходимо рассмотреть, — продолжительность самого календаря. Для получения этого числа вы берете 13 бактунов — 1.872.000 дней или приблизительно 5.125 лет. Пять циклов календаря Майя в сумме дают приблизительно 25.627 лет, заметно близко к прецессии равноденствий или Великому Году. В 2000 году Международный Союз Астрономов принял величину прецессии 25.771,5 года,[29] на 144 года больше, чем пять циклов календаря Майя. Конечно, это интересно, но что это значит? Я считаю, что это определенно важно, и мы к этому придем. Имеется ли что-то интересное и измеримое, связанное с циклом 5.125 лет?

Лонни Томпсон, гляциолог из Университета штата Огайо, обнаружил, что 5.200 лет назад на Земле происходило значительное изменение климата, похожее на то, что происходит сейчас. Он вывел это число на основе “массы данных, полученных в результате анализа многих мутных сердцевин в блоках льда, и скрупулезного изучения малоизвестных исторических свидетельств”. Вот что об этом говорится в пресс-релизе.

“Профессор геологии штата Огайо и исследователь Исследовательского Центра Полюсов имени Берда Томпсон указывает на сведения, содержащиеся в многочисленных свидетельствах, которые позволяют предполагать, что 5.200 лет назад климат внезапно изменился, что имело неблагоприятные последствия”.[30]

Также пресс-релиз настаивает на том, что это именно цикл, поскольку название выглядит так: “Свидетельство позволяет предположить, что история может повториться”. Сейчас мы видим изменение климата, очень похожее на то, которое произошло 5.200 лет назад. Томпсон считает, что это результат солнечной активности.

“Свидетельство показывает, что приблизительно 5.200 лет назад за короткий промежуток времени солнечная активность сначала резко упала, а затем выросла. Томпсон считает, что именно огромное колебание солнечной энергии запустило изменение климата, которое он видит во всех свидетельствах. “Любой здравомыслящий человек согласится с тем, что мы еще не понимаем сложности системы климата, и поскольку мы не понимаем, нам следует быть крайне осторожными в том, как мы подстраиваемся к этой системе, — сказал Томпсон. – Ясно, что сейчас происходит основное изменение климата”.[31]

Мне показалось очень интересным, что сначала величина солнечного излучения совершила резкое падение, а затем произошло огромное увеличение, и все это за короткий промежуток времени.

Календарь древних индейцев Майя

Если календарь Майя отслеживает естественный долговременный цикл Земли, тогда, конечно, менялась проницаемость энергетических полей планеты, таких как пояса Ван Алена, а не Солнце. Я уже выдвигал идею, почему мы наблюдаем 400-летний цикл в солнечном излучении на Земле, который, представляется, совершенно соответствует бактуну в календаре Майя и вращению ядра планеты.

Сейчас д-р Томпсон открыл, что колоссальное всемирное изменение климата произошло лишь через 75 лет после начала цикла “долгого счета”/календаря Майя. Представляется, что весь цикл имеет ту же протяженность, что и календарь Майя. Это крайне интересно, но подобная связь никогда бы не пришла в голову традиционного ученого. Если бы он осмелился выдвинуть такое предположение, он бы сильно пострадал в смысле финансов и карьеры. Я никогда не встречал какого-либо другого ученого, который пишет или читает лекции о Майя, который указывал бы на это соответствие. Но это очень сильный довод в пользу того, что древняя система – это не просто “нагромождение чуши”, она реально отслеживала изменения в нашей Солнечной системе. Более того, если число Томпсона верно и реальная величина ближе к 5.200 годам, тогда пять циклов изменения климата, открытых им, составляют ровно 26.000 лет, что всего на 80 лет больше, чем идеальный цикл 25.920 лет.

Вполне возможно, что мы заново открыли скрытый механизм, стоящий за колебанием земной оси, который так интересовал древних. Возможно, внезапное падение активности Солнца, за которым последовал колоссальный всплеск, сильно энергетически повлияло на наше сознание и даже на биологическую эволюцию, как мы утверждали раньше. Имеется ли нечто, что является лишь результатом циклов внутри Земли, или имеется другой паттерн, который можно определенно связать с Солнцем?

Морис Коттерелл нашел ответ.

Предыдущая12345678910Следующая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *