Как развить математические способности


292

Показателем высокого интеллекта всегда считалась повышенная работоспособность мозга и умение владеть цифрами без вспомогательных ресурсов. Такого уровня может достичь каждый человек, но эти способности рекомендуют развивать с раннего детства. Еще когда ребенок толком не может разговаривать, он уже понимает, что такое «одна ложечка каши за маму» или «в день можно не больше двух конфет». Малыш уже тогда начинает осознавать, что два больше, чем один. 

 Когда ребенок попадает в садик, его знания становятся более конкретными, он начинает больше понимать. В школе знания углубляют и помогают найти связь между числами, знакомят с более сложными математическими задачами, учат искать неизвестные элементы. Все сложные и нерешаемые на первые взгляд задачи и примеры становятся легкими и доступными для восприятия.

 Не стоит математику воспринимать как, что-то второстепенное в жизни, ведь с ней человек сталкивается каждый день. Даже человек, выбравший профессию гуманитария, будет обращаться за помощью к расчетам и вычислениям.

 Компьютер или вычислительный аппарат можно сравнить с человеком: они оба перед решением задачи имеют алгоритм решения, но людей от «куска железа» отличает одна черта — они умеют мыслить. При помощи мышления человек способен развиваться. Люди способны прогнозировать и планировать, что неподвластно самому мощному компьютеру в мире. Чем точнее человек будет способен анализировать ситуацию, тем быстрее достигнет поставленной цели.

 При помощи анализа самый сложный пример можно решить в минуты или выучить таблицу умножения на 9 за считаные секунды. Чтобы легче запоминать информацию, нужно составить для себя правило или формулу, которая будет помогать в любой ситуации. А чтобы это сделать, необходимо придерживаться следующих советов. 

  • Каждую поставленную задачу нужно исследовать. Должен быть интерес. В этом случае повышается внимательность к первичной информации. 
  • Не стоит заранее делать какие-нибудь выводы и ставить предварительные оценки. Это поможет собрать более правдоподобную информацию. Вы сможете увидеть ситуацию с другого ракурса и не придерживаться привычных рамок и действий. 
  • Стоит искать взаимосвязь между первичной информацией и ее составляющими. Уделите внимание тому, как взаимодействуют сами компоненты между собой, и как эта связь и действия могут повлиять на конечный результат. 
  • Нужно уделить особое внимание критическому мышлению. Для вас не должно существовать правил, которые кто-то написал до вашего существования. Будьте истинным исследователем. Не ищите для себя авторитетов и не создавайте кумиров. Необходимо во всем проявлять любопытство, дотошность, настойчивость и скрупулезность. Если возник вопрос, то обязательно нужно найти на него ответ. Критическое мышление не способно атрофироваться. Для его развития начните писать рефераты, доклады или статьи. 
  • Заостряйте внимание на событиях, которые повторяются. Иногда именно паттерны и будут ключом к разгадке. 
  • Не стоит ставить рамки для собственного воображения — дайте ему волю. Воображение способно собрать все кусочки пазла в общую картину, создать гипотезу, о том, что происходит и мысленно проверить. Если все сложиться как надо, то вы получите искомый результат. 
  • Стоит помнить, что закономерность бывает не только между действиями или фактами, но и между числами. Нужно только найти для себя действенный алгоритм. 

Как вы могли уже заметить, эти советы помогут с легкостью и минимальными затратами усилий побороть не только школьную программу математики, они способны изменить подход к любой сложной жизненной задаче или ситуации. 

 Чтобы достичь наивысшего уровня саморазвития, любые навыки нужно регулярно усовершенствовать, в чем поможет большое количество ресурсов. Ежедневно для развития способностей прекрасно подойдут головоломки, кроссворды, ребусы, игры в карты и так далее. Не нужно забывать, что живем в век технологий, и главным помощник может стать интернет, который содержит большое количество различных ресурсов связанных с развитием памяти, мышления. 

 Тренировки ума, как и мышц, должны начинаться с малого. Когда вы работаете с разнообразными числовыми примерами и уравнениями, то открываете мир с новыми возможностями, в котором задача имеет несколько правильных решений. Способов решения существует большое множество, но только один вариант может привести к правильному ответу, зато другие помогут достичь результата в кратчайшие сроки и при этом затратить минимум усилий.

 Чем легче будет алгоритм решения, тем скорее вы достигнете результата и допустите мало ошибок при расчетах.

Содержание

Что значит «думать как математик»

Математика — наука обширная, она не только о сложных, малопонятных формулах, длинных расчетах или уравнениях с тремя неизвестными. В первую очередь, математика — наука «о структурах, порядке и отношениях» (Энциклопедия Britannica). Даже самые сложные математические конструкции строятся на универсальных логических законах.

Принципиальное отличие математического мышления от повседневного, «обывательского» — это навык «копать глубже», критичность восприятия информации — не принимать слепо на веру любые утверждения, устоявшиеся шаблоны. Критическое мышление совсем не означает что, человек будет недоволен всем на свете. Он лишь будет стремиться искать смыслы, причины, выяснять суть явлений и понятий. Покажем на примере.

«Он придумал операционную систему для компьютера, и теперь каждую секунду зарабатывает тысячи долларов. Вот везунчик!» «Он занимался программированием с детства, даже проводил в компьютерном классе ночи, выходные. Затем нашел талантливого и трудолюбивого единомышленника, предпринял сотни попыток и написал сотни программ, прежде чем придумал продукт, который отлично продается».
«Она учится на одни пятерки, как и ее родители. Что тут скажешь? Наследственность!» «Родители когда-то успевали в школе хорошо, теперь научили ее дисциплине и трудолюбию. Возможно, она от природы любознательная. Кроме того, она всегда готова к урокам, поэтому получает отличные оценки. Если я приложу усилия, то тоже стану отличником».

Если разложить по полочкам…

Математическое мышление (далее — ММ) включает:

  • логическое мышление — мыслительный процесс с использованием четких и конкретных понятий, при котором рассуждения не противоречат законам логики, а решения принимаются на основе полученных ранее знаний:
    — развитые навыки анализа и синтеза, т.е. умение делать выводы от общего к частному и от частного к общему;
    — умение думать и рассуждать, т.е. высказывать гипотезы и развивать свои предположения;
  • способность удерживать в уме большое количество понятий, в том числе математических, и оперировать ими (что подразумевает также хорошую память);
  • абстрактное мышление — процесс создания образных конструкций и оперирования абстрактными понятиями (свойствами, признаками, отношениями), в противовес мышлению лишь предметами, объектами, которые видел или о которых слышал.

В чем сила, брат?… Польза от владения навыками ММ

Очевидно, что развитое математическое мышление помогает ребенку, школьнику, да и любому человеку легко справляться с математическими задачами.

Как можно развить у ребенка способности к математике?

Впрочем, польза от владения навыками мышления гораздо шире.

«Я с успехом определил 5000 способов, которые никуда не годятся. В результате я на 5000 способов ближе к тому способу, который сработает».
Томас Эдисон

Человек с развитым математическим мышлением:

  • уверен, что любая проблема имеет решение;
  • способен разложить поиск решения на последовательные этапы — задачи и подзадачи;
  • готов воспринимать ошибки не как препятствия и поражение, а как ступеньки на пути к правильному решению.

1. ММ способствует успешной учебе

Привычка раскладывать сложные задачи на простые подзадачи, удерживать в голове и оперировать большим количеством понятий, не бояться трудностей, искать взаимосвязи и вникать в суть вещей помогает в освоении любой науки и предмета, не только математики. Более того, люди, считающие себя гуманитариями, — кому успешно дается и родной, и иностранные языки, обществознание, история, — уже владеют основами математического мышления, просто не подозревают об этом.

2. Вырабатывает навык критического анализа информации

Джордан Элленберг, профессор математики и автор статей в New York Times, The Washington Post и Wired, в книге «Как не ошибаться» пишет:

«…математика — это не абстрактные идеи, далекие от реальной жизни. Математика пронизывает все, что нас окружает, и позволяет взглянуть за беспорядочную и хаотичную поверхность нашего мира, увидеть скрытые за ней структуры».

Человек, мыслящий «математически», воспринимает окружающий мир с долей здорового скептицизма, способен отличить правду от вымысла, не верит в «магическую» природу вещей. Иначе говоря, его не устроят формулировки «так получилось», «повезло», «перст судьбы» и т.д. Человека, мыслящего математически (читайте: критически и логично), очень трудно обмануть и тем самым втянуть в неприятности.

3. Помогает принимать жизненно важные решения

Математическое мышление привычно раскладывает решение проблем по «полочкам», на составляющие, этапы, возможные препятствия и последствия. Уверенность, что проблемы решаемы, и ошибки как минимум поправимы, позволяет смело брать на себя ответственность, избегать сомнений и страхов, и как минимум, сформулировать для себя четкий план действий в любой ситуации.

Джордан Эленберг в книге «Как не ошибаться», утверждает, что математика — это «наука о том, как не совершать ошибок, а математические формы и методы создавались на протяжении многих столетий упорного труда и дискуссий».

4. «Мышление математика» помогает побороть прокрастинацию

Прокрастинация — это печальная привычка откладывать на завтра то, что нужно было вчера. Но не потому, что лень, а потому что страшно: проблема/задача пугает своими размерами. Нередко люди, причисляя себя к «гуманитариям», оправдывают свой страх и бездействие перед новым, неизвестным, непонятным. То есть они могут даже просто в силу привычки пасовать перед решением определенных типов жизненных задач.

Рассуждая «математически», человек:

  • проанализирует предстоящие трудности и в целом не станет даже рассматривать задачу как «нерешаемую»;
  • «прикинет», что можно сделать в сложившейся ситуации исходя из собственного опыта;
  • определит, какие вопросы ещё нужно для себя прояснить, что изучить, чтобы лучше ориентироваться в теме;
  • разобьет решение на этапы и установит сроки.

С описанным способом мышления ни «технарь/математик», ни «гуманитарий» не станут искать причины отложить решение проблемы «до лучших времён».
У них просто не будет для этого «повода»!

Читайте также: «Гуманитарии» и «технари» — это миф? Как стереотипы влияют на наших детей.

5. ММ становится основой для успешной карьеры

Барбара Оакли, доктор наук, инженер-консультант, член совета Американского института медицинского и биологического машиностроения, в книге «Думай как математик» пишет:

«Мир меняется, и способность справляться с техническими и математическими вызовами становится все более важной».

Именно развитое аналитическое (математическое) мышление становится «пропуском» во многие профессии и на руководящие должности.

А научиться возможно?

Да, возможно! Человеческий мозг постоянно выполняет сложные математические расчеты, например, когда просчитывает траекторию объезда на машине дорожной ямы или помогает руками отбить мяч во время игры в волейбол. Просто человек этот мыслительный процесс не осознает. Наша родительская задача — научить своего ребенка осознанно думать, как математик.

Учимся думать как математики

Можно, конечно, проштудировать тома умных книг в попытке достичь просветления и приобрести «математический» взгляд на мир. Менее пугающий вариант — записаться на подходящий образовательный онлайн-курс и добросовестно изучить все предложенные лекции. Затем выполнить тесты, домашние задания и не забывать пользоваться полученными знаниями.

ЛогикЛайк предлагает 9 простых советов, которые помогут и тренировать математическое мышление в целом, и без страха браться за решение математических, логических и развивающих задач.

1. Принимайте себя и свои особенности

Речь не о том, чтобы смириться с ярлыком «гуманитарий» или даже «не дано», а о том, чтобы учитывать индивидуальные черты характера, темперамент и способы преодоления проблем. Если обычно вам требуется время на «поразмыслить», не ставьте перед собой задачу «разобраться как можно быстрее».

2. «Включайте воображение»

Сталкиваясь с незнакомой задачей или решая сложную проблему, старайтесь смотреть на нее слегка отстраненно и под новым углом.

3. Подбирайте аналогии, которые вам более понятны

Барбара Оакли приводит такой пример: если не понимаете суть уравнений, ищите в них поэзию, ведь уравнение — это математическая фраза с закодированным смыслом, как стихотворение — это поэтическая фраза с философским, глубинным смыслом. Так, Эйнштейн в попытке понять суть фотона представлял себя летящим фотоном и пытался предположить, как к нему относятся другие фотоны.

4. Выработайте привычку действовать

Усваивайте знания порциями и разбивайте сложные задачи на несколько мелких. Приступайте к решению задач (даже сложных и пугающих) сразу, с места в карьер. Пользуйтесь для этого любыми техниками тайм-менеджмента, которые для вас «работают». Так, при прокрастинации хорошо помогает «метод помидора».

5. Приступайте к решению задачи с внутренней «легкостью»

Не пытайтесь сразу вгрызаться в гранит науки: лучше «пробегитесь» мысленно и глазами по материалу, ознакомьтесь с ним поверхностно.

6. Избегайте «эффекта установки»

Не позволяйте уже имеющимся мыслям и идеям, а также существующим готовым и/или стандартным решениям вмешиваться в процесс решения новой задачи, препятствовать ему.

7. Настройтесь на диалог и дискуссию

Будьте готовы спорить: страх конфликта, постоянное «соглашательство» сводит на нет творческий процесс решения задачи или проблемы.

8. Убеждайте себя, что любая проблема решаема

Успешный выход из любой ситуации, способность решить любую задачу в большинстве случаев зависит не от внешних обстоятельств или врожденных гениальности и способностей, а от собственного упорства и трудолюбия.

9. Практикуйтесь!

Хотите помочь детям развить математическое мышление? Решайте математические и логические задачи. Не ограничивайтесь задачами из школьной, университетской программы. Отрабатывайте навыки на головоломках, логических играх, занимательных задачах.

Как помочь своим детям или внукам развить силу математического мышления?

Советы, описанные выше, универсальны, но предназначены, в первую очередь, взрослым. Если вы хотите научить ребенка думать, как математик, развить его математическое и логическое мышление, предложите ему порешать занимательные задачи.

Ваш помощник — ЛогикЛайк.

В самом начале «пути» обязательно позанимайтесь вместе с ребенком, посмотрите, как он справляется с неудачами, посоветуйте способы избежать ошибок (перечитать-прослушать задачу еще раз, взять паузу на обдумывание, обратиться за подсказкой).

В дальнейшем выделите время в семейном расписании для регулярных занятий, хвалите и поощряйте ребенка, всячески поддерживайте его энтузиазм и тем самым помогите ему сделать из этого занятия хобби.

Дети лучше усваивают знания на практике, без долгих и малопонятных теоретических объяснений, но на ярких, игровых, интерактивных примерах.
Решая развивающие задачи на платформе LogicLike, дети приобретают навыки математического и логического мышления, учатся не бояться ошибок, строить и проверять гипотезы, искать последовательности и думать без шаблонов.
Как математики! 🙂

Команда ЛогикЛайк

Федеральное агентство по образованию

Смоленский государственный университет

Кафедра методики обучения математике, физике и информатике

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Дипломная работа

студентки 5 курса

физико-математического факультета

очного отделения

МАКСИМОВИЧ Ульяны Анатольевны

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук

Профессор кафедры методики

обучения математике и физике

СЕНЬКИНА Гульжан Ержановна

Смоленск

2006

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..…. ..….3

Глава I.Теоретические основы проблемы математических способностей ……6

Раздел 1 Общая характеристика способностей.

1.1.1. Понятие способности…..………………………………………….………6

1.1.2. Общие и специальные способности…………………………………..……8

1.1.3. Способности и задатки……………….…………….…………………….10

Раздел 2. Математические способности.

1.2.1. Исследование математических способностей в зарубежной психологии………………………………………………………………………..13

1.2.2. Исследование проблемы математических способностей в отечественной психологии………………………………………………………18

1.2.3. Классификация математических способностей……………………….22

Глава II. Методика развития математических способностей………………….24

Раздел 1. Общая методика.

2.1.1.

Развиваем математические способности

Общие положения теории развития способностей……..……………….24

2.1.2. Принципы работы по развитию математических способностей учащихся…………………………………………………………………………..28

2.1.3. Развитие математической одарённости…………………………………….31

Раздел 2. Частная методика.

2.2.1. Развитие математических способностей на уроках математики………37

2.2.2. Развитие математических способностей на внеклассных занятиях……44

Глава III. Разработка базы данных по развитию математических способностей……………………………………………………………………..54

3.1. Организация данных в базе данных………………………………………..54

3.2. Описание работы в базе данных……………………………………………56

Заключение………………………………………………………………………..62

Литература………………………………………………………………………….64

Приложения………………………………………………………………………67

Введение.

В последнее время во многих странах наблюдается значительный рост интереса к проблемам математического образования. Это связано с тем, что значение математики в жизни человеческого общества возрастает с каждым днём. Высокий уровень развития математики является необходимым условием подъёма и эффективности целого ряда важнейших областей знаний. Как подчёркивают учёные, развитие наук в последнее время характеризуется тенденцией к их математизации, и это касается не только физики, астрономии или химии, но и таких наук, как современная биология, медицина, метеорология, экономика, лингвистика и другие. Математические методы и математический стиль мышления проникают всюду. Трудно найти такую область знаний, к которой математика не имела бы никакого отношения. С каждым годом математика будет находить всё более широкое применение в разнообразных областях человеческой деятельности. Принципиально область применения математики неограниченна, указывает академик А.Н. Колмогоров [9].

В связи с этим в нашей стране ежегодно возрастает потребность в математиках. В последнее время потребность эта явно не удовлетворяется, «математики стали дефицитны».

Хорошо известно, что основной вклад в развитие той или иной науки делают люди, проявляющие способности в соответствующей области. Всё это выдвигает перед школой задачу всемерного развития у учащихся математических способностей, склонностей и интересов, задачу повышения уровня математической культуры, уровня математического развития школьников. Наряду с этим школа должна уделять особое внимание школьникам, проявляющим высокий уровень способностей к математике, содействовать математическому развитию учащихся, проявляющих особую склонность к изучению математики.

Некоторые считают, что вместо отбора способных к математике школьников необходимо заниматься изысканием возможностей максимального математического развития всех учащихся.

Но одно всегда будет дополнять другое, так как и при самых совершенных методах обучения индивидуальные различия в математических способностях всегда будут иметь место – одни и тогда будут более способными, другие – менее способными. Уравнение в этом отношении никогда не будет достигнуто.

Следовательно, учителя математики должны вести систематическую работу по развитию математических способностей у всех школьников, по воспитанию у них интересов и склонностей к математике и наряду с этим должны уделять особое внимание школьникам, проявляющим повышенные способности к математике, организовать специальную работу с ними, направленную на дальнейшее развитие этих способностей.

Несмотря на потребность общества в людях, способных внести свой вклад в развитие математической науки, и возлагающуюся на школу задачу по развитию математических способностей, в современной школе наблюдается следующая ситуация:

· сокращение часов преподавания математики;

· формализм математических знаний;

· отсутствие мотивации учения;

· неумение применять полученные знания на практике;

· отсутствие самостоятельной и творческой деятельности учеников;

· отсутствие в подавляющем большинстве учебников и дидактических пособий заданий, способствующих подготовке учеников к этой творческой деятельности.

Как же помочь учителю в организации учебной деятельности по развитию математических способностей?

Объект исследования моей работы — процесс развития способностей в школе.

Предметом исследования моей работы является процесс развития математических способностей в основной школе.

Целью моего исследования является теоретико-методический анализ проблемы развития математических способностей школьников, и на его основании разработка и описание программного средства, позволяющего наилучшим для учителя образом осуществлять обработку данных по развитию математических способностей.

Гипотеза: программные средства способствуют развитию математических способностей, если

— предлагают систему методических разработок по развитию математических способностей,

— учитывают возраст учеников, типы математических способностей и виды занятий по их развитию,

— ориентированы на снижение временных затрат учителя при подготовке к занятиям,

— обеспечивают актуальность хранящейся информации.

Для осуществления поставленной цели и подтверждения выдвинутых гипотез необходимо выполнить следующие задачи:

— привести литературно-критический обзор по данной проблеме;

— рассмотреть возможности, принципы, особенности методов работы по развитию математических способностей;

— разработать базу данных, которая обеспечивала бы ввод, хранение и автоматизированный поиск информации, необходимой для развития математических способностей;

— провести первичное заполнение базы данных методическими разработками.

Глава I.

Теоретические основы проблемы математических способностей.

Раздел 1. Общая характеристика способностей учащихся.

1.1.1. Понятие способности.

Естественно, в своей работе я буду говорить в основном о математических способностях, однако для понимания сложных проблем этой теории следует осветить некоторые фундаментальные вопросы теории способностей.

Прежде всего следует понять, как в психологии трактуют само понятие «способности» и его взаимосвязь с процессом формирования целостной всесторонне развитой личности.

Понятие «способности» употребляется учителем в самых разных сочетаниях: «способный ученик», «одаренный ученик», «талантливый ученик», «у этого ученика есть природные способности», «у него большие задатки» и т. д. В дидактике и методике преподавания математики мы говорим о творческих, исследовательских, познавательных способностях, о способностях к счёту или другим видам математической деятельности.

Все это многообразие терминологии заставляет задуматься над сущностью понятия.

Российская педагогическая энциклопедия дает следующее определение:

«Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности».

Проблема способностей широко исследовалась и исследу­ется психологами России.

Одним из основоположников этой теории в нашей стране был Рубинштейн. Он писал: «Под способностями обычно понимают свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению какого-либо из видов общественно-полезной деятельности, сложившегося в ходе общественно-исторического развития» [20].

Б.М. Теплов [25] включал три признака в понятие «способно­сти»: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного челове­ка от другого… Во-вторых, способностями называются не всякие, вообще, индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к сущности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека». Последнее замечание спорно, так как знания, умения и навыки, которые уже выработаны у учащихся, также требуют от них определенных способностей.

Очень интересно такое заключение Б.М. Теплова: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том что они создаются в этой деятельности».


Мозг есть у всех, но не у всех он работает одинаково. В первую очередь люди разделяются на две категории, люди у которых математический склад ума, и люди, которые обладают творческим потенциалом. Естественно,  когда есть определенные наклонности лучше их развивать, чтобы добиться успехов в определенной сфере. Многие хотят развивать математический склад ума, и тогда возникает вопрос как именно это делать.

Необходимо исходить с того, что придется развивать логику и умение работать с цифрами. Точные науки, требуют не только умения, а еще и таланта. Часто они являются врожденными, но могут быть и приобретенными. Человек может всему научится, стоит ему только это захотеть. Для начала нужно учитывать тот факт, что надо выполнять как можно больше математических операций и с помощью головы, а не калькулятора.

Нашему организму проще не думать, чем думать, так что нужно всячески стараться включать логику. Для этого есть специальные упражнения и задания. Развитие логики задание непростое, но в принципе все можно осуществить, если хорошо постараться. Многие утверждают, что с интеллектом нужно рождаться. Да, может оно так и есть, но никто не говорит, что интеллектуальные способности нельзя развивать — можно.

Развитие математического склада ума начинается в детстве, когда материал проще всего освоить. Необходимо заниматься регулярно и искать специальный подход к каждому. Поэтому желательно, чтобы занятия проходили именно со специалистом. Если учитывать тот факт, что ребенок рождается как чистый лист, то на нем можно писать что угодно. Ребенок становится похожим на родителей только в том случае, когда родители сами его таким делают. Если не уверены в собственных силах, доверьте работу специалистам, для этого есть специальные центры развития.

Развитие логики и мышления у взрослых тоже реально, но труднее. Взрослые уже не так легко запоминают материал и сложно меняют привычки. И, тем не менее, этого реально добиться. Начать нужно тоже с того, чтобы решать как можно больше задачек, от простого до сложного, и вы добьетесь успеха. Главное обладать терпением и успех придет.

Заметка: Опоры для воздушных линий электронных передач способны обеспечить транспортировку электроэнергии.

Как развить математические способности у ребенка

Выбирайте опоры св 110 3 5 (http://sv110.ru/zhelezobetonnyie-oporyi/1-6.html) и проблема передачи электроэнергии решена. Св 110 3 5 от компании Монолит обладают высоким качеством и соответствуют стандартам. Теперь решить обеспечение электроэнергией стало реально проще.

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Математическую необразованность выпускников собираются исправлять увеличением количества уроков.

Как улучшить качество знаний школьников по физике и математике? В главном образовательном ведомстве страны сегодня пытаются найти ответ на этот вопрос. В чем причина резкого снижения качества подготовки выпускников: в отсутствии у них мотивации, в школьных программах, учебниках, недостаточной подготовке школьных учителей или в дефиците времени, отводимом в школе на изучение этих дисциплин?

Интересное

Не секрет, что в последние годы средний балл участников централизованного тестирования по математике и физике совсем не радовал ни школьных педагогов, ни экзаменаторов. Так, по результатам ЦТ нынешнего года средний балл абитуриентов, которые сдавали математику, составил по стране 33,3, а по физике — 24,9. Кстати, в прошлом году средний балл на ЦТ по математике был еще меньше — 21,6, а по физике — 18,6. Неужели наметилась положительная тенденция? Однако, честно говоря, средний балл на централизованном тестировании можно смело сравнить со средней температурой по больнице. На самом деле, абсолютное большинство претендентов на студенческий билет оказались очень далеки от такого показателя, как средний балл на ЦТ: так, на тестировании по физике более 70% абитуриентов набрали 20 баллов и меньше, а по математике таких было почти 59% от общего количества. Установленный в этом году порог в 7 баллов, который был обязательным условием для участия в конкурсе, не смогли преодолеть почти 19 тысяч участников централизованного тестирования. Но сегодня смело можно сказать, что введенный порог оправдал себя и стал помехой для совсем слабых абитуриентов только по четырем дисциплинам: наибольшее количество тех, кто не преодолел установленный порог, приходится на математику (10274 человека, или 11,3% от общего числа участников) и физику (3956 человек, или 9,6%). На других дисциплинах процент отсеянных был совсем незначительным. С другой стороны, самое большое количество стобалльных результатов было зарегистрировано в этом году именно на ЦТ по математике — 46 (в 2011 году — 33). Выходит, что тесты не были сверхсложными, как об этом любят порассуждать абитуриенты, которые остались внизу рейтинга претендентов на студенческий билет? Значит, для выпускников одних учебных заведений — не проблема справиться с тестом, но для других — проблема решить даже элементарные задачи в тестах?

— К сожалению, уровень знаний белорусских абитуриентов по государственным языкам, математике и физике хотя и сопоставим с показателями многих европейских стран, однако все равно остается относительно невысоким, — делился своим видением ситуации на итоговой коллегии министерства в январе этого года министр образования нашей страны Сергей Маскевич. — Анализ результатов централизованного тестирования обнаружил в знаниях многих абитуриентов ряд пробелов, которых, в принципе, не должно быть. Перед управлениями образования и Национальным институтом образования поставлена задача разобраться в причинах ошибок, которые абитуриенты допускают, отвечая на элементарные вопросы в тестах, и предложить действенные меры по исправлению ситуации.

К каким выводам пришли в Национальном институте образования и дошли ли до истинных причин, широкой общественности не сообщалось. Но очередное ЦТ, несомненно, подбросило руководителям системы образования новую порцию информации для размышления. И вот буквально на днях Сергей Маскевич заявил о том, что в Министерстве образования рассматривается возможность увеличения продолжительности учебного года:

— Результаты централизованного тестирования показывают, что нашим ученикам однозначно не хватает еще одного часа в неделю по таким предметам, как физика и математика. Значит, нам надо добавлять часы в учебную программу. Также уже в этом учебном году существенные средства будут направлены на оснащение лабораторным оборудованием школьных кабинетов физики, химии и биологии, чтобы те соответствовали самым современным требованиям.

Можно не сомневаться, что и для школьников, и для учителей новость о продлении учебного года прозвучала как гром среди ясного неба. Во всяком случае на августовском совещании столичных педагогов во Дворце Республики это сообщение потрясло всех присутствующих в зале. С одной стороны, продолжительность школьных каникул в Беларуси — одна из самых больших в мире. Но, с другой стороны, всего год назад был принят Кодекс об образовании, в котором была записана продолжительность учебного года. И во время работы над Кодексом все посягательства на продолжительность школьных каникул были успешно опровергнуты.

Между тем, в Министерстве образования не сбрасывают со счетов и кадровый фактор. По мнению министра образования, в большой степени результаты работы учреждений образования зависят от системы подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.

Российский коллега Сергея Маскевича, министр образования Российской Федерации Дмитрий Ливанов заявил, что, по его мнению, лишь пять процентов студентов педагогических ВУЗов в России видят себя в будущем учителями, да и вообще, педагогические ВУЗы со своей задачей не справляются. Поэтому сегодня в России работают над профстандартом, где будет предусмотрена система профессиональных экзаменов для выпускников ВУЗов. Это значит, что профессиональные экзамены будут сдавать в том числе и выпускники педагогических факультетов, прежде чем пойти работать в школы. А как относятся к подобной инициативе у нас, поинтересовались мы у Сергея Маскевича:

— Уверен, что в белорусских ВУЗах — не такая критическая ситуация, но, не буду скрывать, что мы также обеспокоены уровнем подготовки выпускника педагогических специальностей, который нередко отстает требований, предъявляемых современной школой. Для того, чтобы выпустить из ВУЗа сильного педагога, в педагогический ВУЗ должен прийти мотивированный и хорошо подготовленный абитуриент, но сейчас руководители ВУЗов далеко не всегда довольны качественным составом своих студентов.

И хотя Сергей Маскевич констатировал оживление в этом году интереса со стороны молодежи к педагогическим специальностям в ряде ВУЗов, однако желающих преподавать математику и физику в школах, к сожалению, больше не стало. Например, в Мозырском государственном педагогическом университете на специальность «Физика. Математика» проходной балл составил 64, на специальность «Прикладная математика» (научно-педагогическая деятельность) — 86… А в Белорусском государственном педагогическом университете конкурса на специальностях «Математика. Информатика», «Физика. Информатика» и «Физика. Техническое творчество» и вообще не было…

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 29 августа 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=102173&idate=2012-08-29

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.

Варианты развития математических способностей у детей

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *