Как эффективно учиться

Что предпринять в начале семестра, чтобы лекции не превратились в протирание штанов, а образование — в профанацию? Психологи из Университета Вашингтона в Сент-Луисе на основе опыта и исследований подготовили методичку для своих студентов и всех, кто чему-то учится.

Делайте списки

Пишите список дел в столбик, клейте стикеры или заполняйте дневник, как в школе — главное, визуализируйте задачи и дедлайны. Достаточно заглядывать в этот план раз в неделю, чтобы контрольная или экзамен не застали врасплох.

Не верьте чужим ответам

Учебником вы могли разжиться у старшекурсников или взять книжку из библиотеки — тогда это не просто издание, а студенческая летопись. Среди карикатур и острот на полях встречаются ответы и выписки. Осторожнее с этим плюрализмом научного мнения.

Учитесь в тишине

Сосредоточиться и так непросто, а вникнуть в сложную тему под фоновую музыку, отвлекаясь на соцсети и вечеринку соседа по общежитию почти невозможно. Заниматься в кафе под шум кофемашины — тоже не лучший вариант.

Хватит подчеркивать

Для кого-то подчеркивать мысли маркерами разных цветов или конспектировать текст — и значит учиться. Эти методы только вводят в заблуждение: студенты думают, что разобрались в материале, а на утро экзамена ничего не помнят.

Читайте параграф с конца

Обычно в конце темы есть задания для самопроверки. Психологи советуют начинать с них. Открывайте и стройте догадки — как бы вы ответили на эти вопросы, если бы они попались на экзамене? Теперь возвращайтесь к началу и проверяйте гипотезы.

Задавайте вопросы

По ходу чтения психологи рекомендуют выписывать не ключевые мысли, а вопросы к ним. Например, если вы читаете про «когнитивный диссонанс», стоит вынести на поля: «что это?», «кто изучал тему?», «какие примеры можно привести?». Когда повторяете изученное, пробегитесь по вопросам — если что-то забыли, возвращайтесь к источнику.

Читайте, пересказывайте и тестируйте себя

Еще один совет: read — recite — review. Даже если без конспекта не обойтись, суть не в том, чтобы просто пересказать прочитанное. После того как выжали из текста главное, найдите то, что опущено в пересказе.

Ходите на пары

«80 % успеха — появляться в нужное время в нужном месте», как сказал Вуди Аллен. Соблазн прогулять велик, особенно если препод дублирует информацию из учебника. И всё-таки не ленитесь — с занятия можно вынести кое-что полезное, вроде примеров.

Пишите от руки

Если вы еще не разучились держать ручку, записывайте лекции на бумаге, а не на ноутбуке. Сразу три преимущества: включается механическая память, вы записываете осмысленно, отсеивая лишнее, и не отвлекаетесь на соцсети.

Используйте карточки

Перед экзаменом можно распечатать и вырезать билеты или сделать карточки с важными понятиями: на одной стороне термин, на другой — его значение. Только не переворачивайте карточку, пока мысленно не ответите на вопрос. Этот метод намного эффективнее перечитывания.

Придумайте ассоциации

Абстрактную информацию, ряды чисел или названий проще запомнить с помощью ассоциаций и мнемотехники. Например: «Мерял Веня Землю Марусиной Юбкой Сатиновой да Урановой, Непутевый Плут» — порядок планет Солнечной системы, а “O, be a fine girl, kiss me” — спектральные классы звезд.

Помогайте друзьям

Поддержка друзей перед экзаменом незаменима: кто еще сыграет перед вами экзаменатора, перескажет «Анну Каренину» в трех предложениях или объяснит законы логики на примере общих знакомых? Тут выигрывают оба: и рассказчик, и слушатель.

Напоследок психологи советуют не пренебрегать сном (иначе мозгу не переварить информацию) и развлечениями — какое без них студенчество?

Параметры эффективности процесса обучения в условиях вуза (статья)

 

В соответствии с современной дидактической концепцией критерии эффективности образования в условиях высшей школы должны отражать не только владение студентами знаниями, умениями, навыками и способами деятельности, но и развитие качеств личности, что является особо актуальным для будущих педагогов.

Подготовка педагогов в условиях высшего профессионального образования предусматривает развитие профессионально значимых качеств и умений. Поэтому критерии эффективности обучения студентов в условиях вуза необходимо рассматривать с позиции личностного подхода. Под личностно ориентированным обучением понимается такой тип обучения, при котором «организация взаимодействия субъектов учебного процесса в максимальной степени направлена на их индивидуальные особенности (ценности, установки, интеллект, способности и т.д.) и специфику личностного моделирования мира». Технологии личностно ориентированного обучения предполагают непрерывное проектирования механизма самоорганизации и самореализации обучающегося, развитие его познавательных способностей.

Практическая реализация идей личностно-ориентированного обучения предполагает изменение подходов и к оценке его эффективности, которая должна полноценно отражать динамику развития личности, самореализацию ее познавательных возможностей.

В общенаучном смысле «эффективность» понимается как «эффектный, дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный».

Педагогическая сущность этого понятия раскрывается в многочисленных трудах отечественных и зарубежных исследователей. Одним из первых методологический анализ категории «эффективность обучения « сделал В.М. Блинов. Определяя эффективность, как социально-значимое качество обучения, посредством которого оцениваются результаты выполняемой деятельности по степени их приближения к общественной цели, соответствующей обобщенному представлению об обученности личности, автор полагает, что для выявления эффективности обучения требуется, прежде всего, иметь наличное знание об идеализированных результатах обучения и, затем, уметь получать объективные «срезы» результатов текущей деятельности.

Им доказана принципиальная возможность качественного и количественного выражения зависимости между обучаемостью и обученностью (критерий эффективности В.М. Блинова) через отношение предельно возможных (максимальных или оптимальных) и достигаемых текущих результатов учебной деятельности.

В трудах С.И. Архангельского, Г.И.

Как эффективно учиться

Батуриной, В.П. Беспалько, Б.П. Мизинцева, М.Н. Скаткина, рассматриваются различные подходы к определению эффективности обучения, которые, в основном, сводятся к оценке определенного результата достижения поставленной конкретной цели отдельных этапов и актов учебного процесса.

Провозгласив, что «одна из важнейших задач совершенствования обучения состоит в том, чтобы все виды содержания (знания, умения, деятельность, отношения) сочетать в необходимой пропорции в должной мере», И.Я. Лернер не раскрывает механизмы поиска таких пропорций.

Концепции указанных авторов создают основу для анализа эффективности учебного процесса.

Понятие эффективности обучения неразрывно связано с понятием качества обучения, которое характеризуется совокупностью свойств (и их проявлений), способствующих удовлетворению образовательных потребностей личности и соответствующих интересам общества, отраженных в государственных документах, регламентирующих деятельность образовательных субъектов на всех уровнях. Традиционно к критериям качества процесса обучения относят: полноту проектируемых элементов содержания образования и методов обучения, индивидуализацию и дифференциацию обучения, применение разнообразных организационных форм; реализацию воспитательной функции обучения.

В соответствии с ними можно выделить такие «критерии эффективности обучения: точность и структурированность (системность) усвоенных знаний, сформированность научного мировоззрения студентов, системы ценностей, нравственная, трудовая, эстетическая воспитанность студентов высшей школы, уровень творческого применения знаний и умений».

Можно сказать, что критерии качества обучения преломляются в критериях эффективности с учетом конкретных дидактических целей. Критерии качества процесса обучения:

– полнота проектируемых элементов содержания образования и методов обучения;

– индивидуализация и дифференциация обучения;

– применение разнообразных организационных форм; -реализация воспитательной функции обучения.

Критерии эффективности обучения:

– точность и структурированность (системность) усвоенных знаний;

– сформированность научного мировоззрения студентов, системы ценностей;

– нравственная, трудовая, эстетическая, физическая воспитанность студентов;

– уровень творческого применения знаний и умений.

Данная схема не претендует на полноту отражения взаимосвязей критериев качества обучения и его эффективности, однако, позволяет обозначить общую логику их построения.

Формирование полноценной системы таких критериев определяется целями, поставленными перед образованием обществом, конкретными условиями, в которых осуществляется учебный процесс. Неадекватность критериев обозначенным целям приводит к отрицательным последствиям. Негативно на результатах обучения при определении критериев его эффективности сказывается и односторонность рассмотрения таковых критериев.

Противоречие между десятилетиями сформированными стереотипами в обществе в целом оценивать и быть оцененным (в частности, между привычкой студентов получать отметку за тот или иной вид деятельности, и необходимостью выставления ее педагогом) и идеями современных образовательных концепций требует изменения подходов к оценке эффективности обучения.

Один из них может быть связан с целенаправленным формированием системы соответствующих показателей с позиции личностно-ориентированного обучения.

В современной психолого-педагогической литературе общепризнанна необходимость включения в критерии эффективности обучения и критериев, отражающих развитие личности студента. «Развитие происходит на основе овладения знаниями, но также и в процессе овладения культурой человеческих отношений, способами деятельности, человеческими ценностями. Эффект развития, в свою очередь, создает предпосылки для основательного овладения знаниями, способами деятельности, вхождения личности в контекст культуры. Но гармония указанных процессов не достигается автоматически. Необходима целесообразное проектирование и организация обучения, исходящие из понимания существа и динамики овладения знаниями и развития личности».

Проблеме практического использования этих критериев с целью оценки эффективности обучения посвящено, например, исследование И.Д. Буртового, Б.П. Зязина. В нем авторы, не претендуя на полноту изложения, соотносят общепринятые в педагогической литературе критерии проверки и оценки результатов познавательного труда учащихся с системой опорных личностных качеств и измерениями степени проявления этих качеств. Авторы исследования настаивают на том, что общепризнанные критерии эффективности, перечисленные, например, в Российской педагогической энциклопедии, должны быть дополнены критерием «направленность личности». Тем не менее, в данном исследовании остался вне поля зрения такой важный аспект указанной проблемы как формирование критериев эффективности методической системы педагога.

Вопросы эффективности обучения рассматриваются в многочисленных исследованиях таких авторов как Г.И.

Батурина [24] (критерии эффективности обучения); В.П. Беспалько [30] (разработка критериев качества усвоения знаний учащимися); В.М.Блинов [36] (взаимосвязь обучаемости и обученности, разработка методики определения эффективности обучения); В.П.Битинас [34] (вопросы измерения в педагогических исследованиях); В.П. Мизинцев [205] (характеристики и количественная оценка эффективности учебного процесса); М.Н.Скаткин (совершенствование процесса обучения) и др.

С.И. Архангельский рассматривает эффективность в оценке учебного процесса как определенный результат достижения поставленной конкретной цели. Он подчеркивает, что эффективность характеризует состояние всех сторон системы учебного процесса. Эффективность дополняется результативностью обучения, т.е. выражением определенных результатов отдельных этапов и актов обучения.

Оценка эффективности происходит на основе определенных параметров (критериев) обучения путем использования некоторых качественных и количественных показателей. Показатели эффективности обеспечивают оценку состояния учебного процесса по таким существенно важным параметрам, как, например, затраты времени и труда для решения определенных задач обучения; объем и качество приобретенных учащимися знаний в определенных пределах; возможности применяемых средств, форм и методов обучения; приспособляемость системы к изменяющимся условиям обучения; соответствие проведенной учебной работы целям и задачам обучения; оптимальность регулирования и управления учебным процессом и др.

С.И. Архангельский в связи с задачей исследования процесса обучения и научной организацией учебного процесса для его оптимизации и развития выдвигает следующие проблемы:

– построение достаточно строгой, научно обоснованной системы учебного процесса, с подразделением ее на компоненты и подсистемы, имеющие свои цели и задачи, но исходящие из решения общих задач системы;

– установление для каждого компонента системы (предмета, вида обучения, средств и т.п.) оптимальной структуры, содержания и способов выражения научной информации;

– составление программы функционирования каждого компонента с учетом их взаимосвязи в определенное время и в определенной последовательности;

– обоснование выбора соответствующих средств, форм и методов обучения;

– определение оптимальных условий обучения;

– обоснование и проведение научной организации учебной и научной работы студентов и обучающей деятельности преподавателей;

– установление системы наблюдения и контроля за состоянием учебного процесса, определение мер и способов регулирования, стабилизации и совершенствования;

– анализ внешних и внутренних воздействий на систему учебного процесса и на ее отдельные компоненты, их рациональное использование или нейтрализация;

– определение объективных показателей и измерителей результативности процесса обучения;

– установление оптимальных способов управления учебным процессом и познавательной деятельностью студентов;

– определение принципов и условий использования технических средств обучения и контроля;

– установление принципов и способов развития форм и методов самостоятельной учебной и научной работы студентов;

– определение путей последовательного совершенствования культуры учебной и обучающей деятельности;

– обоснование внедрения новых средств и методов совершенствования процесса обучения;

– разработка методов и средств исследования учебного процесса;

– прогнозирование перехода системы на более высокий качественный уровень (на основе состояния и ожидаемого развития науки и техники).

Все эти задачи в той или иной степени относятся ко всем отдельным компонентам и к системе обучения в условиях высшей школы в целом.

Рассматривая процесс обучения как взаимосвязанную деятельность двух субъектов (студента и педагога) следует оценивать и используемые педагогом дидактические средства, которые определяют важные тенденции в развитии личности учащегося. При этом целесообразно рассматривать эффективность не какого-то одного дидактического средства или метода, а всей методической системы преподавателя в целом.

В педагогических исследованиях применяются самые разнообразные методы оценки эффективности применения тех или иных средств в процессе обучения. И.М. Чередов, обосновывая принцип оптимальности сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы со студентами на занятиях, дает классификацию в зависимости от уровня учебных возможностей на основе классификаций учащихся в зависимости от уровня обучаемости и работоспособности, вычислял коэффициент (Кз) занятости учеников на уроке.

При преобладании фронтальной организации обучения, рассчитанной на среднего студента, этот коэффициент оказался равным 58% для групп учащихся с наивысшими учебными возможностями и 47,7% для групп учащихся с низкими учебными возможностями. Значительно повысился коэффициент эффективности при специальной организации работы учащихся в малых группах. Аналогичные методики оценки эффективности обучения были предложены В.П. Федоровым (поэлементный анализ по методике А.В. Усовой) В.Ф. Бастовым [23] и др.

Построение такой системы является объективно сложным в силу противоречия, имеющего место при определении оснований оценивания.

Остается пока без ответа вопрос: что важнее? «…внешние по отношению к ученику требования (содержание стандартов, программ, критериев, оценок, сформулированных в методических рекомендациях), или же учитывать степень личного продвижения, т.е. успехи конкретного ученика по отношению к уровню его достижений на предшествующем этапе обучения».

При формировании системы критериев личностно-ориентированного обучения важно учитывать структуру деятельности ученика и учителя, определяемую взаимосвязями ее различных компонентов. Типичные взаимосвязи, реализуемые педагогом в процессе обучения, могут служить важными характеристиками его методической системы. Последняя является предметом пристального внимания как исследователей в области дидактики, так и педагогов-практиков.

Однако, если для средней школы вопросы оценки эффективности обучения с учетом его личностной ориентации (ориентация на зону актуального и ближайшего развития, выявление доминирующего уровня мыслительной деятельности, внутреннего потенциала ученика, обогащение его личного опыта, формирование навыков самоорганизации учебной деятельности, учет социальных запросов и др.) активно обсуждаются, то для вузовского обучения рассматриваются, как правило, традиционные критерии (знания, умения, навыки).

 

Автор: Гунько Г.Е.

 

Всероссийская газета
Современная школа России

Эффективное обучение


Тодд Уайтекер, Анетта Бре
Советы по руководству в классной комнате
ДЕСЯТИМИНУТНЫЕ СЕМИНАРЫ для эффективного преподавания

Цель
Эффективное обучение… что это такое? Хотя это трудно определить, но легко узнать. Студенты могут узнать его, родители могут узнать его, и — хотите верьте, хотите нет — даже неэффективные учителя могут узнать его, когда видят его в действии. Но способность что-то узнать не означает, что вы знаете, как применить это на практике.

Хотя неэффективные учителя могут узнать эффективное обучение, когда видят его, они обычно не могут понять, что именно делает учебный процесс эффективным. На каком-то уровне они понимают, что им не хватает эффективности. Тем не менее, обычно они не отдают себе отчета в том, какие их действия препятствуют эффективности. Если бы они знали, то прекратили бы это делать; никому не нравится терпеть неудачу в своем деле.

Цель сегодняшнего семинара заключается в том, чтобы все ваши учителя лучше поняли характеристики эффективного и неэффективного обучения.

Учимся учиться: как лучше усваивать знания?

Это понимание чрезвычайно важно, если мы хотим выяснить, что отделяет лучших от всех остальных.

Семинар 9
Скажите учителям, что сегодня им предстоит пройти групповой тест. Вы собираетесь зачитать список характеристик учебного процесса. Если пункт, который вы прочитали, является характеристикой эффективного обучения, они должны поднять руки. Если это характеристика неэффективного обучения, они должны наклонить голову.

Тест эффективных и неэффективных характеристик учебного процесса

  • Начните урок словами: «Откройте ваши учебники на странице…» (неэффективно)
  • Используйте множество импровизированных обучающих приемов (эффективно)
  • Поддерживайте дружелюбную, позитивную обратную связь с учениками (эффективно)
  • Полагайтесь в основном на учебники (неэффективно)
  • Пользуйтесь учебниками как ресурсами и учебными инструментами (эффективно)
  • Часто улыбайтесь (эффективно)
  • Оставайтесь серьезными большую часть времени (неэффективно)
  • Как можно чаще назначайте письменные задания (неэффективно)
  • Повышайте голос в гневе и раздражении, когда общаетесь с учениками (неэффективно)
  • Всегда сохраняйте спокойствие и профессиональное отношение к делу (эффективно)
  • Поощряйте организованные дискуссии между учениками в ходе учебного процесса (эффективно)
  • Часто позволяйте ученикам работать вместе над решением проблем (эффективно)
  • Проверяйте пройденный материал так же, как во время обучения (эффективно)
  • Включайте в учебные тесты «сюрпризы» — пункты, о которых ученики не знают заранее (неэффективно)
  • При необходимости вступайте в борьбу характеров со своими учениками (неэффективно)
  • Разбирайтесь с дурным поведением учеников в индивидуальном порядке (эффективно)
  • Заставляйте учеников чувствовать себя неловко перед сверстниками (неэффективно)
  • Планируйте детальные уроки, посвященные развитию критического мышления и творческого участия в учебном процессе (эффективно)
  • Пользуйтесь одинаковыми учебными планами из года в год (неэффективно)
  • Постоянно ищите новые и лучшие методы преподавания (эффективно)
  • Соотносите уроки с жизнью учеников (эффективно)
  • Сопротивляйтесь переменам (неэффективно)
  • Принимайте и приветствуйте перемены как необходимую часть развития (эффективно)
  • Почаще отзывайтесь об учениках с добротой (эффективно)
  • Почаще отзывайтесь об учениках с неодобрением (неэффективно)
  • Выражайте веру в каждого ученика (эффективно)
  • Прилагайте усилия, чтобы информировать родителей о прогрессе учеников (эффективно)
  • Сосредоточьтесь на сильных сторонах учеников (эффективно)
  • Ведите себя так, будто любите преподавание (эффективно)
  • Ведите себя так, будто считаете преподавание неприятной работой (неэффективно)
  • Побольше жалуйтесь (неэффективно)
  • Сотрудничайте с коллегами для улучшения эффективности учебного процесса (эффективно)
  • Делайте все необходимое, чтобы каждый ученик мог проявить себя с лучшей стороны (эффективно)
  • Поверьте, что все ученики имеют способности, и относитесь к ним соответственно (эффективно)
  • Не отказывайтесь ни от одного ученика (эффективно) ]

Добавьте к этому тесту столько новых пунктов, сколько сочтете нужным. Поскольку это «групповой тест», каждый может внести свои предложения. Теперь вы можете сказать: «Отличная работа! Вы выдержали испытание, хотя я и не сомневался в этом. Но если быть совершенно честными, все мы можем обнаружить что в определенных вещах нам еще не хватает эффективности».

Реализация
Дайте каждому учителю экземпляр проведенного теста (вместе с ответами). Их задание на этой неделе — определить два или три слабых места в своем учебном процессе и начать работу над ошибками. Поинтересуйтесь их прогрессом при встрече на следующей неделе. Разумеется, нужно уделить особое внимание наименее эффективным учителям, расспросить о навыках, которые они совершенствуют, и выразить веру в то, что их усилия приведут к хорошему результату. Можно также отдельно побеседовать с лучшими учителями и сказать им: «Не знаю, нашли ли вы что-нибудь для работы, поскольку вы обладаете всеми характеристиками эффективного преподавателя, перечисленными в этом списке. Не думайте, что я не замечаю этого!»



Как эффективно учиться?

Может, вы слышали такой анекдот:
Преподаватель другому говорит: "Вот студенты тупые, я им раз объясняю – не понимают, второй раз объясняю – не понимают, третий раз объясняю, уже сам понял, а они не понимают".

Оказывается, это не так далеко от истины.

Эдгар Дейл (Edgar Dale) в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения.

Эдгар Дейл пришел к выводу, что:
— слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это наименее эффективный способ выучить что-либо;
— обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо.

Результаты исследований он представил в виде схемы "Конус обучения":

Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения.

Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований.

Даже хотя Конус обучения, получивший широкое распространение, содержит не совсем точные данные, он является руководством для самых эффективных техник обучения, какие только способен воспринять человеческий мозг.

Конус обучения наглядно объясняет, почему фрагменты из фильма запоминаются лучше, чем прочитанная книга на ту же тему. Фильм использует аудио и визуальные аспекты, которые человеческий мозг более склонен запоминать.

Как эффективно изучить и запомнить какую-либо тему:

  • Проводите лекции
    Хотя слушание лекций – это один из худших способов усвоения материала, чтение лекций по своей теме (как преподаватель) – один из самых эффективных.
  • Пишите статьи
    Если у вас есть блог или веб-страница, вы можете компилировать статьи по своей теме.
  • Создавайте видеопрограммы
    Даже если у вас нет собственного блога или веб-страницы, сейчас существует масса видео порталов, например, Youtube, куда вы можете выкладывать свои видеоматериалы для бесплатного просмотра. Это очень эффективный метод, так как вы готовите лекционный материал, который доступен не узкому кругу слушателей лекции, а потенциальной мировой аудитории.
  • Обсуждайте с друзьями
    Один из самых простых и доступных вам технических приемов – общение с людьми вашего социального круга. В любой подходящий момент выносите на обсуждение интересующую вас тему и доносите до своих друзей все имеющееся у вас богатство знаний на эту тему. Чем с большим количество людей вы это обсудите, тем выше вероятность того, что вы вспомните этот материал в будущем.

    Как эффективно учиться онлайн

    К тому же существуют буквально сотни способов проводить подобные дискуссии он-лайн, принимая участие в форумах по интересам, чатах или в социальных сетях.

  • Делайте это сами
    Чему бы вы ни учили других, вы должны быть уверены, что делаете это сами.

Помните только, что данные, приведенные в Конусе обучения – это не догма. У каждого может быть свой подход к обучению.

Всего хорошего,
Никонов Владимир

Подписаться

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
Уже подписалось более 17 тысяч человек.

Условия эффективности обучения.

⇐ Предыдущая123

Обучение эффективно при следующих условиях:

— наличие четкой цели и мотивации к получению знаний

— доброжелательное отношение сестры к обучающимся (пациентам и членам их семей)

— создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями

— обязательная практическая обработка полученных знаний

Обучающиеся лучше понимают и запоминают, если сестра:

— используют технику эффективного общения

— выслушивает все, что ей говорят или о чем ее спрашивают

— относится к ним терпеливо

— хвалит за успехи в обучении

— делает перерыв, если они плохо себя чувствуют или о чем-то расстроены.

То, чему учатся пациенты и (или) члены их семей и как они это делают, зависит от множества факторов, включая их предыдущие знания, опыт, отношение к обучению.

Чтобы обучение было эффективным, следует учитывать три фактора:

1.Желание и готовность к обучению

2.Способность к обучению

3. Окружающую обстановку

 

1. Желание и готовность к обучениюзависят, во-первых, от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему сосредоточиться и понять новый материал, во-вторых, от внимания. Если человек не способен сосредоточиться, то обучение должно быть отложено или отменено. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда, холод – все это мешает процессу обучения и потребует от сестры особых навыков.

Планируя обучение, сестра должна оценить желание и готовность пациента к обучению.

2. Способность к обучениюзависит от стадии и уровня развития (ребенок, престарелый и т.д.).

Прежде чем начинать обучение, сестра должна оценить уровень развития познавательных способностей человека для того, чтобы выбрать способ обучения, соответствующий его уровню развития. Важными критериями оценки способности к обучению являются возраст человека, его физическое состояние (слабость, истощение и т.д.), при котором обучение может оказаться невозможным или неэффективным, расположенность к общению, объем движений, степень подвижности и т.п.

3. Окружающая обстановкатакже является одним из важных условий успешного обучения. Начиная обучение, сестра должна оценить количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), необходимость в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиляцию, мебель.

Учебный процесс.

Обучение пациента и (или) его близких может быть эффективным, если сестра знает и понимает значимость каждого этапа обучения (учебного процесса). Эти этапы следующие:

— оценка исходного уровня знаний и умений пациента и (или) его родственников

— определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения

— оценка результатов обучения

 

Оценка исходного уровня.

Оценка исходного уровняпредусматривает определение имеющихся у человека знаний и умений, а также его отношение к информации, которую ему предстоит узнать. При проведении оценки следует учитывать такие факторы, как возраст, образование и уровень знаний, нынешнее состояние здоровья, самочувствие и врачебный диагноз. Проводя эту предварительную оценку, надо знать: пациенты, страдающие определенными заболеваниями, будут нуждаться в обучении весьма специфическим навыкам, например, таким, как застегивание пуговиц, надевание обуви, прием пищи и т.д.

 

Определение целей, планирование содержания и сферы обучения.

Тема может преподаваться в любой и (или во всех) сфере обучения. Формулировка целей в рамках осуществления сестринского процесса должна быть ориентирована на три сферы обучения. При этом цели, связанные с обучением, называются поведенческими.В формулировке цели отражается то, что пациенту необходимо сделать, чтобы достичь результата. Цели должны быть измеряемыми.

Хорошо поставленная цель содержит три компонента (Мейджер, 1984)

что предстоит сделать пациенту (например, «должен проходить», «должен знать», «должен уметь» и т.п.) – результат

временные рамки:даты или интервал времени – «критерий» (например: «20 мин после завтрака», «через неделю» и т.п.)

-кто и (или) с помощью каких приспособлений оказывает помощь – «условие» (например: «с помощью инструктора», «на костылях», самостоятельно» и т.п.).

Примером формулировки цели в психомоторной сфере обучения может быть: «Иван Петрович должен проходить 50 м. ежедневно утром самостоятельно».

При формулировке целей обучения в познавательной сфере следует использовать глаголы, отражающие мыслительную деятельность: «Иван Петрович понимает, почему ему следует ограничить жидкость и соль в его рационе».

При определении целей в эмоциональной сфере обучения используют глаголы, отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений: «Иван Петрович адекватно реагирует на наличие колостомы».

Определив цели обучения, следует запланировать содержаниеи методы обучения.

Как учиться продуктивно: 9 подсказок

В план включают время (утро, день, и т.д.) и продолжительность обучения. Если в результате обучения пациент должен научиться нескольким навыкам, нужно учесть оптимальную последовательность обучения, не утомляющую пациента и не вызывающую у него отрицательные эмоции. В первую очередь обучают человека более простым навыкам, а затем уже более сложным.

Сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента. Например, сестра совместно с пациентом, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, в связи, с чем его правая нога пока неустойчива, а правая рука не функционирует, планирует обучение так: «Иван Петрович должен одеваться через неделю самостоятельно». При этом вначале они планируют, что он научится надевать брюки, затем обувь и только в последнюю очередь – рубашку, поскольку пациент считает, что это для него самое трудное.

 

Реализация плана обучения.

Выполняя составленный план, сестра должна выбрать правильное время для обучения, когда пациент наиболее способен воспринимать информацию. Обучение проводится только в том случае, если сестра располагает достаточным временем, а пациент чувствует себя хорошо, спокоен и находится в комфортной обстановке. В противном случае стоит отложить обучение. Если пациент расстроен тем, что он не может выполнить какое-либо действие, которому его обучают, нужно предложить ему переждать, проявляя при этом спокойствие и терпение.

Обучение пациентов, можно использовать специальную литературу, изданную для них. Подчеркивая важную информацию, сестра помогает человеку сосредоточиться на значимой для него информации.

Необходимо задавать им много вопросов, и пациенты будут демонстрировать те знания и умения, которые они освоили. Необходимо поддерживать у обучаемых интерес к материалу. Обучая, нужно быть уверенным в том, что пациенты и (или) их близкие правильно поняли передаваемую информацию. В связи с этим сестра в процессе обучения периодически проверяет и оценивает, насколько эффективно идет обучение, задавая пациенту конкретные вопросы с открытым ответом и наблюдая, как он выполняет новые навыки. В тех случаях, когда сестре приходится передавать большой объем информации, нужно разделить сообщение на несколько частей, периодически спрашивая пациента, понял ли он сестру. В заключение вкратце можно повторить всю информацию.

 


⇐ Предыдущая123


Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 407 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Запомните все! 6 принципов эффективного обучения

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *