Карта ключевых областей жизни

Интеллект-карта личных ключевых областей жизни

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая

Методические указания по изучению темы.

Внимательно изучив материал темы и поработав в интерактивном режиме, вы уже выполнили часть заданий, потренировались. Теперь вы готовы ответить на теоретические вопросы и выполнить несколько заданий для самопроверки. Ответы на вопросы и выполнение практических заданий помогут лучше усвоить материал.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит суть создания эффективного обзора задач?

2. Почему одним из основных принципов, влияющих на эффективность обзора, является принцип материализации информации?

3. На какие группы можно разделить все инструменты обзора? Перечислите их, дайте краткую характеристику каждой группы.

4. В чем особенности применения двумерных графиков? Какие задачи помогает решать использование этого инструмента?

5. В чем особенности использования в тайм-менеджменте интеллект-карт (Mind Maps)? Для решения каких задач целесообразнее использовать этот инструмент?

6. Какие из инструментов обзора подходят для решения задачных ситуаций (стратегия «воронка шагов»)? Дайте объяснение, подкрепленное ссылками на текст.

7. Какие из инструментов обзора подходят для решения проблемных ситуаций (стратегия «веер возможностей»)? Дайте объяснение, подкрепленное ссылками на текст.

8. В чем состоит суть результато-ориентированного формулирования задач? Назовите формулу результато-ориентированной формулировки задач.

9. Перечислите основные области применения интеллект-карт, объясните, каким образом использование этого инструмента позволяет эффективно действовать в каждой из этих областей деятельности?

 

Литература по теме.

 

Основная литература:

1. Архангельский Г.А., Лукашенко М.А., Бехтерев С.В., Телегина Т.В. Тайм-менеджмент: учеб. пособие / Г.А. Архангельский, М.А. Лукашенко, С.В. Бехтерев, Т.В. Телегина; Под. ред. Г.А. Архангельского. – М.: Маркет ДС, 2010. – 288 с.

 

Дополнительная литература:

1. Бехтерев С.В. Майнд-менеджмент: решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 312 с.

2. Сайт тайм-менеджерского сообщества. Режим доступа: http://www.improvement.ru/, свободный.

Практические задания.

Задание №1.

С помощью двумерного графика запланируйте свою подготовку к сдаче экзамена / зачета по Тайм-менеджменту. Подзадач должно быть не менее семи.

Задание №2.

Используя технологию создания интеллект-карт, составьте карту своих ключевых областей жизни. Для каждой области напишите одну цель, которую хотелось бы достичь в этой сфере. Цель может быть сформулирована как с помощью SMART-критериев, так и в виде надцели или мини-миссии. Ключевых областей должно быть от пяти до девяти, но не менее четырех.

Задание №3.

Подготовьте с помощью интеллект-карты одно из перечисленных видов выступлений (выбор сделайте по своему усмотрению):

· выступление с докладом на тему «Особенности организации времени студента»;

· ответ на любой из контрольных вопросов к теме «Создание эффективного обзора задач»;

· выступление с докладом на научной конференции;

· выступление на планерке с докладом об итогах работы за неделю.

!С помощью материалов из списка литературы самостоятельно изучите данный вопрос темы:

1. Управленческая полезность применения инструментов создания обзора задач.

 

Тема 5. Приоритеты

Вопросы темы:

1. Определение, суть расстановки приоритетов в тайм-менеджменте. Матрица Эйзенхауэра.

2. Матрица многокритериальной оценки.

3. Критерии приоритетности.

 

Успешно изучив тему, вы будете:

знать:

· что такое приоритеты и почему так важно уметь выделять наиболее главные дела;

· классификацию дел по важности и срочности;

· как выбрать из множества вариантов оптимальный;

· как выбирать из множества дел самые важные;

 

уметь:

· использовать метод многокритериальной оценки для расстановки приоритетов в делах;

· уметь расставлять приоритеты для ежедневных задач;

· определять срочность и важность дел с помощью матрицы Эйзенхауэра.

Изучая материал темы, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

· приоритет;

· матрица Эйзенхауэра;

· метод многокритериальной оценки;

· веса критериев;

· четыре категории задач в матрице Эйзенхауэра.

 

Полученные знания будут вам полезны:

· при определении приоритетных дел в ежедневном планировании;

· при осуществлении выбора лучшего из имеющихся вариантов.

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая



Тема 1. Целеполагание

Успешно изучив занятие, вы будете:

знать:

· Важность целеполагания для реализации своих желаний и стремлений.

· Подходы к определению своих целей

· Способы определения ценностей

· Важность SMART-критериев для формулирования и достижения своих целей

уметь:

· Четко формулировать свои цели

· Планировать свои действия по достижению своих поставленных целей

· Использовать на практике различные подходы к достижению целей

· Успешно решать задачные и проблемные ситуации

 

Изучая занятие, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

· Целеполагание

· «Родные» и «навязанные» цели

· Цели и ценности

· SMART-критерии

· Цели и надцели

· Задачи и проблемы

· Ключевые области жизни

· Реактивность и проактивность

 

Полученные сегодня знания вам будут полезны:

· Для определения и формулирования своих целей

· Для достижения поставленных целей

· При принятии решений в условиях постоянных изменений ситуации

Понятие и определение целеполагания.

Управлять временем мы можем только через управление своими задачами, планами, сроками, делами, целями. Цели и ценности являются основой современного тайм-менеджмента, что нашло свое отражение в определении понятия «тайм-менеджмент» (см. учебное пособие по тайм-менеджменту, стр.13). Для того чтобы добиться успеха в жизни, нужно уметь ставить и достигать цели.

 

Запомните определение:

 

Целеполагание — это определение, конструирование цели, формирование образа желаемого будущего.

 

Мы все умеем мечтать, но немногие люди умеют реализовывать свои мечты, делать их реальностью. Чаще люди не управляют своей жизнью, а «плывут по течению».

 

Проактивный и реактивный подходы к жизни.

Стивен Кови, известный американский специалист по управлению временем, различает два подхода к жизни: «проактивный» и «реактивный».

Реактивный подход к жизни – реагирование только на внешние обстоятельства, жизнь «как сложилось» и «как получилось», полная зависимость от внешних обстоятельств и других людей. Стратегия пассивного человека

Проактивный подход к жизни – активное влияние на события и обстоятельства, жизнь «вопреки» и «несмотря на обстоятельства». Стратегия активного, успешного человека, автора своей собственной жизни и судьбы.

 

Степень проактивности можно определить, используя понятия: «круг влияния» и «круг забот».

«Круг забот» — факты, явления, вопросы, которые волнуют, заботят, оказывают на человека эмоциональное и интеллектуальное влияние.

«Круг влияния» — те явления из «круга забот», которые возможно контролировать, на которые можно влиять непосредственно.

 

 

! Прочитайте учебное пособие, стр. 16 – 20. Обратите внимание на различия в реактивном и проактивном подходах к жизни. Внимательно изучите способ определения проактивности с помощью «круга забот» и «круга влияния».

 

! Прочитайте статью «Технология ОТПАД» на стр.20 – 21. В чем суть данной технологии?

 

Ценности как основа целеполагания.

Цели, и особенно долгосрочные, формулируются на основе базовых ценностей.

Основные способы определения ценностей:

· «мемуарник»(от слова «мемуары») – простой технологичный инструмент, дает возможность быстро сформировать список ключевых ценностей.

· техника перехода к ценностям от повседневных задач

· «декларация о личной миссии»,

· анализ потребностей.

 

Внимательно изучите описание каждого из этих способов, приведенных в учебном пособии на стр. 22 – 28.

 

Цели и ключевые области жизни

Ставить цели необходимо во всех значимых областях жизни. Это позволяет сделать жизнь более гармоничной и сбалансированной, достигать успеха в различных сферах своей жизни, не ущемляя при этом остальные.

Запомните определение:

 

Ключевые области – это от 5 до 9 основных направлений вашей деятельности. Это главные «русла», в которых развивается ваша жизнь.

 

Ключевые области помогают более точно поставить жизненные цели, ничего не забыть и не упустить.

С понятием ключевых областей тесно связаны такие понятия, как «центр жизненных интересов» и «ролевая функция».

Центр жизненных интересов – это область восприятия жизни, в которой человек ощущает себя наиболее комфортно, к которой он постоянно стремиться и с позиции которой может наиболее эффективно решать собственные проблемы.

Ролевая функция – это совокупность определенных действий и отношений в рамках определенного круга людей.

Каждая из ролей требует установления и поддержания определенных взаимоотношений с другими людьми. При этом требуется уделять значительное внимание балансу ролей.

! Прочитайте в учебнике о способах определения своих ключевых областей и влиянии жизненных ролей на определение целей на стр. 28 – 32.

 

Подходы к определению целей

Среди основных подходов к определению целей можно выделить следующие:

Управление собой как компанией.

Полное руководство по приведению жизни в порядок

Стратегия успешного человека – это бизнес автономной корпорации, которая сама строит свою стратегию. Суть подхода: посмотреть на себя как на автономную корпорацию, а не пассивный винтик механизма.

«Родные» цели и видение будущего. Умение выразить свои мечты в виде долгосрочных целей. Обратите внимание, что при этом подходе важно различать свои «родные» цели и «навязанные», уметь расчистить штампы и избавиться от стереотипов.

 

! Прочитайте характеристики каждого подхода в учебном пособии на стр. 32 – 36.

 

«Life management» и жизненные цели

Тайм-менеджмент предполагает управление целями, задачами, сроками, планами… В конечном итоге – управление всей жизнью. Идея планирования жизни актуальна для каждого человека, независимо от специфики его деятельности, рода занятий, возраста и т.д.

Использование инструментов и технологий, рассмотренных выше, помогает сформировать фундамент целеполагания. Следующий шаг — сформулировать собственно цели. Для этого лучше всего подходит такой инструмент, как карта долгосрочных целей.

Она состоит из двух горизонтальных осей: годы, начиная с текущего, и возраст.

По вертикали – ключевые области. На пересечении лет и ключевых областей – примерные целевые ориентиры.

 

 

В одних ключевых областях перспектива может просматриваться на более долгий срок; в других – только на ближайшие несколько лет. Какие-то цели могут быть четкими, иные – неопределенными и размытыми.

Карта позволяет видеть ориентиры, дает возможность что-то менять по ходу движения, вносить коррективы, дополнения. Важная идея данного инструмента – позволяет видеть свои цели, не терять их из виду.

Еще один инструмент тайм-менеджмента, который дает возможность не потерять цели в суете буден — Стратегическая картонка. Она делается в виде закладки, на которую выписываются свои основные стратегические цели.

Преимущество «Стратегической картонки»: всегда напоминает о тех целях, которые себе поставили, помогает видеть желаемый результат и делать шаги к его достижению.

 

SMART-цели и надцели

В классическом менеджменте и тайм-менеджменте при постановке цели применяется техника «SMART».

Критерии «SMART»:

· specific – конкретная

· measurable – измеримая

· achievable – достижимая

· realistic – реалистичная

· time-bound – привязанная ко времени (есть определенный срок).

 

Техника «SMART» отлично подходит для работы с краткосрочными и среднесрочными целями, рассчитанными на 1 – 1,5 года. Четко и детально вообразив результат, вы настраиваете свои сознание и подсознание на стремление к нему.

Альтернативный подход – использование двух типов исходной ситуации: задачная ситуация и проблемная.

 

Задачная – ситуация, когда ясно, ЧТО нужно сделать, и ясно, как это нужно делать. Остается взять и сделать.

 

SMART-подход идеально приспособлен для задачных ситуаций. Преимущество: возможность программировать свое сознание на их достижение.

Проблемная – ситуация, в которой не вполне ясно, ЧТО нужно сделать, и тем более совершенно неясно, КАК это нужно делать.

 

Главное отличие задачи от проблемы: задача может быть решена наполовину, а проблема – нет. Для решения проблемной ситуации необходимо задать направление движения, ориентирами могут служить ключевые области жизни или ценности. С понятием проблемной стуации связано понятие «надцели».

 


Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 80; Нарушение авторских прав


Карта долгосрочных целей

В некоторых ключевых областях перспектива может про­сматриваться на более долгий срок в будущее; в некоторых — только на ближайшие несколько лет.

Какие-то цели могут быть четкими, какие-то — неопределенными и размытыми. Ничего страшного: лучше пользоваться не очень точной кар­той местности, чем брести наугад вообще без карты.

Рассказывает предприниматель, в советское время директор заво­да. «Когда я женился на своей второй жене, я, как инженер и чело­век системный, сел и стал рисовать простой календарный график. Сейчас — такой-то год. Через столько-то лет вырастут мои дети от первого брака, и им нужно будет давать образование. Через столь­ко-то лет — твои дети от первого брака. Примерно в такие-то годы состарятся наши родители. В такие-то — появятся внуки…

Для жены это было настоящим шоком — как это можно так планиро­вать жизнь? Но ведь если мы хотим чего-то достигнуть в будущем, мно­гое для этого нужно делать уже сегодня. И нужно четко представлять, что именно делать сегодня, ведь завтра может быть уже поздно».

Цели: как приблизить мечты к реальности 53

Конечно, многое в нашей жизни зависит не от нас, многое быстро меняется. Но если вы управляете автомобилем, вы ведь тоже ни в чем не уверены на 100% — что-то может сло­маться, а что-то даже взорваться. Так и управление жизнью. Полной уверенности нет, но управлять — нужно. Тем более что «тест-драйва» тут не дают. Жизнь — дорога с односто­ронним движением. Так что лучше заранее представлять, куда едешь, и главное — зачем.

Что удивительно, читая препринт книги, даже серьезные топ-менед­жеры, люди вроде бы успешные и развивающиеся, отмечали как но­вую для себя идею планирования жизни. Один из них показал свой ежедневник и его первую страницу — график года (когда конферен­ции, когда отпуск и т.д.). «Вот в этих рамках я и живу».

Сделать обзор жизненных целей бывает непросто. Во-пер­вых, не всегда понятно, чего хочешь. Что ж, пишите при­мерно, оставьте прочерки, добавьте вопросительные знаки. В конце концов, вместо графика — просто рисуйте картин­ки желаемого. Не бойтесь фантазировать о будущем, это вас ни к чему не обязывает. И желания, и обстоятельства будут меняться — меняйте обзорный график целей вслед за ними. Это займет несколько минут, но даст вам более ясное представление о будущем, карту местности и марш­рут движения. Карта никоим образом не сковывает свобо­ду движения. Направление вы выбираете сами, карта лишь помогает двигаться.

Во-вторых, страшно привязывать цели к срокам. Приходится честно и реалистично смотреть на свою жизнь. И сталкиваться с неприятными истинами. Например, если я хочу стать таким-то директором к 40 годам, а не к 80, когда мне от жизни будут нужны только кресло-качалка и теплый плед, то английский язык мне нужно учить не «вообще», а «уже вчера».

В-третьих, страшно брать на себя ответственность. А вдруг не получится, а вдруг не смогу… Гораздо приятнее тешить

Клиенты

Собственники других предприятий

Топ-менеджеры

Друзья-теннисисты

Другие акционеры компании

54 Глеб Архангельский. Тайм-драйв

себя мечтами о лучшей жизни, чем честно и ясно пропи­сать — чего я хочу и собираюсь добиться. И честно при­знаться, что не достиг — если, конечно, не достигнешь.

Все эти возражения серьезны. Слишком долгие, тяжелые и страшные годы за ними стоят — годы, в которые планомер­но уничтожались самые активные и целеустремленные наши соотечественники. Годы, в которые нам с вами ампутировали те части души, которые смеют хотеть и целеполагать. Но хотим ли мы навечно остаться пассивной толпой, или на­беремся смелости и готовности самостоятельно и уверенно идти по жизни? Практика последних лет развития России, когда наши соотечественники «с нуля» создают конкурен­тоспособные в мировом масштабе предприятия, показыва­ет: не все потеряно. Когда мы захотим, мы можем и ставить цели — и достигать их.

Измеримые цели и надцели

В классическом менеджменте и тайм-менеджменте рекомен­дуют ставить цели с помощью техники SMART — от слов specific, measurable, achievable, realistic, time-bound — кон­кретные, измеримые, достижимые, реалистичные, привя­занные к времени. Например, не просто «я хочу занимать хорошую должность», а «хочу стать топ-менеджером в те­лекоммуникационной компании, с годовым доходом от … у.е., не позднее чем в ближайшие три года».

Чем ближе цель по времени, чем она для вас очевиднее — тем полезнее детализировать ее с помощью техники SMART, найдя подходящий измеритель и привязав достижение цели к четкому сроку. Чем дальше от вас цель по времени, чем менее она оче­видна — тем меньше необходимости в такой жесткой конкре­тизации. Краткосрочные SMART-цели я сравню с маяком: есть огонь, четко показывающий, куда плыть, при этом достижимый. Долгосрочные надцели больше похожи на Полярную звезду: они указывают путь, но могут быть даже недостижимы.

Цели: как приблизить мечты к реальности 55

Александр Мондрус, управляющий Группой компаний MC-Bauchemie-Russia, в ходе ТМ-проекта сформулировал следующие надцели, структурированные по основным значимым группам (публикуется с любезного разрешения клиента):

Семья

Обеспечить стабильный высокий уровень жизни. Находить разумное сочетание между семьей и работой Предоставить шанс сыну в будущем работать на соб­ственном предприятии. Оставить будущим наследникам налаженный бизнес — как источник получения денег.

Клиенты должны с радостью и благодарностью платить деньги за наш товар и услуги на наших условиях. Они должны быть приверженцами нашей компании.

Подпитываться их опытом и энергией, взаимообразно.

Сделать так, чтобы они с удовольствием делали то, что необходимо мне.

Дать каждому из них возможность развиваться, получать достойную оплату, принося при этом хорошую прибыль фирме.

Добиться того, чтобы каждый из них был суперпрофес­сионалом, способным самостоятельно решать любые задачи — без меня, но в рамках принятых в компании правил.

Доставлять удовольствие себе и друзьям, постоянно совершенствуя свою игру и помогая совершенство­ваться им.

Иметь возможность пригласить на спарринг и получить согласие от любого из них. Получать такие приглашения самому.

Получить ожидаемую прибыль. Выполнить запланированное. Увеличить стоимость компании.

56 Глеб Архангельский. Тайм-драйв

Третий шаг создания личной ТМ-системы

Сформулируйте личные ценности и поставьте долгосрочные цели, для воплощения мечты в реальность. Краткие рекомендации:

  • управляйте своей «персональной корпорацией» «проактивно»;

  • расчистите штампы и нарисуйте «ваш день через несколько лет»;

  • определите ваши ценности с помощью «мемуарника»;

  • сформулируйте личную миссию в форме эпитафии;

  • ищите ваше призвание;

  • выявите 5—7 ключевых областей вашей жизни;

  • сделайте обзорный график жизненных целей по ключевым областям и будущим годам;

  • наиболее близкие и понятные цели сделайте измери­мыми.

4. Рабочий день:

как организовать его

в быстро меняющемся мире

Проза жизни: вчера рано, завтра поздно, сегодня некогда.

Мы говорили о постановке долгосрочных жизненных целей. Но между целями и результатами лежит большое количес­тво рутинной работы. Как ее организовать, как проложить верный путь к достижению результатов, укладываясь при этом в плановые сроки?

Первое, что нужно для этого сделать, — избавиться от нашего традиционного русского самоуничижения на тему, «как мы, русские, не можем ничего планировать, как мы все решаем в последний момент, вечно живем в авралах, ах, ка­кая жалость, что мы не немцы». Полноте, друзья. Когда хо­тим — мы вполне способны планировать, иначе не победили бы в великой войне и не запустили бы первого человека в космос.

Посмотрите вокруг себя. Я уверен: вы найдете людей организованных, целеустремленных, грамотно и разумно планирующих работу — и при этом не превратившихся в роботов, открытых к спонтанности и эмоциям. Давайте ориентироваться на лучшие образцы, а не на худшие.

Ук­ладываться в сроки нетрудно — достаточно перестать себя зомбировать, убеждая в собственной якобы неорганизован­ности. И — начать планировать, грамотно и вдумчиво. Пря­мо сейчас, именно в сегодняшний день. Не «с понедельника». Приступим!

58 Глеб Архангельский. Тайм-драйв

План на день

Дорогой читатель, не в моем стиле предлагать вам непрелож­ные истины и «правильные» ответы, поскольку в менедж­менте правильных ответов не существует. Что для одного правильно и работоспособно, другому совершенно не подхо­дит. Но сейчас мне придется все же высказать непреложную истину тайм-менеджмента: план дня должен быть.

Плохие новости: «десять электронных писем во «Входя­щих», пять стикеров на мониторе, пятнадцать «не забыть» в голове и два крестика, нарисованных ручкой на руке», — планом дня не являются. План дня должен быть в одном месте, и обязательно в письменном виде. При этом план может быть в Outlook или в Excel, на бумажном бланке или в ежедневнике — это не принципиально.

Частое возражение против планирования дня состоит в том, что все быстро меняется. Но планы и нужны для си­туаций, когда все меняется. Вы ведь не планируете про­цесс утренней чистки зубов, поскольку он для вас понятен и предсказуем. План существует не для того, чтобы загнать себя в жесткие рамки и не реагировать на изменяющиеся внешние обстоятельства. План — это как раз способ в из­меняющихся обстоятельствах ориентироваться.

Как делать планирование гибким, удобным и комфортным, не загоняющим в слишком жесткие рамки, — мы сейчас об­судим. Необходимо учесть: план обязательно должен быть материальным (на бумаге или в электронном виде). Как гово­рил один полковник на моей военной кафедре, «самая острая память тупее самого тупого карандаша». Голова человека не способна держать слишком много информации одновремен­но. Обязательно записывайте все задачи на день и регулярно просматривайте этот список в течение дня. Это потребует всего несколько минут, но даст вам управляемость и подкон­трольность ваших задач, возможность ничего не забывать и правильно расставлять приоритеты.

Рабочий день: как организовать его в быстро меняющемся мире 59

На открытом семинаре в Киеве один из участников, чаще всего при­диравшийся не по делу, вышел рассказывать результаты работы своей группы над кейсом. «На флипчарте я расписание рисовать не буду, я вам словами расскажу- в 9.00 мы делаем то-то, в 9.30 то-то, в 11.00то-то…» Я прервал его и спросил: кто помнит, во сколько мы подписываем документы, а во сколько идем к шефу? Группа молчит. «Вот видите, мы целый день неоднократно вспоминали принцип материализованное™, и именно тот, кто считал, что лучше всех все знает, демонстрирует полное отсутствие навыка материализовать значимую информацию». Группа согласилась: мозгом простые ве­щи понимаем, но делать — не умеем. Мораль: не спешите думать, что вы уже все умеете. Труднее всего даются самые простые и банальные вещи. Понаблюдайте за собой повнимательнее и не стесняйтесь оттачивать именно простые инструменты.

Когда лучше планировать рабочий день? Классические ТМ-источники жестко настаивают — с вечера. На мой взгляд, в планировании с вечера либо с утра есть свои плюсы и минусы:

Планировать день с вечера — хорошо закрывается прошлый рабочий день, легче переключиться в режим нерабочего времени и отдыха, новый день начинается с достаточно ясной и определенной картины предсто­ящих дел, а не с хаоса. Удобно в более стабильной и предсказуемой деятельности.

Планировать день сутра — хорошо сочетается с реше­нием «уточняющих задач», т.е.

Цели и ключевые области жизни

согласованием (или под­тверждением) времени встреч с контрагентами, разда­чей поручений и уточняющей информации подчинен­ным и т.п. Удобно в менее предсказуемой деятельности, когда выше значимость «уточняющих задач».

В любом случае, с вечера или с утра планировался день, — к плану ни в коем случае нельзя относиться как к закону. План должен постоянно корректироваться при изменении

Карта целей жизни

Хорошее здоровье – с чего начать.

Обычно мы начинаем страстно желать здоровья только тогда, когда появляются болезни, когда достает постоянная усталость при полном ничего не делании, когда хочется спать, только встав с постели. И тогда мы вспоминаем о том, что здоровье надо беречь. Конечно, заниматься своим здоровьем лучше всегда, но если раньше вы этого не делали, то как и когда начать? тут уместно сказать: “лучше раньше чем позже” и “лучше поздно, чем никогда”.

Надо отметить, что ни возраст, ни перенесенное тяжелое заболевание большого значения не имеют. Так, академик А. А. Микулин в пожилом возрасте перенес инфаркт миокарда. Изучив свой организм, он разработал систему физических и психических упражнений, которые вернули его к активной жизни. Его книга «Активное долголетие» для многих стала пособием по преодолению барьера равнодушия к старению организма. Микулин прожил 90 лет и до последних дней играл в теннис и ходил в горы.

Тяжелейшее заболевание надолго уложило в постель и неоднократного чемпиона мира по тяжелой атлетике Юрия Власова. Даже врачи не верили в успех. Однако этот замечательный человек сегодня пишет книги, встречается с молодежью, выступает по телевидению и помогает нам воспитывать силу воли, мужество, любовь к жизни.

Римский врач, классик античной медицины Клавдий Гален давал такое определение здоровья: «…состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельности…». Как точно: именно не ограниченный в свой жизнедеятельности человек может считать себя здоровым. Но понятие о здоровье бывает разным.

Например. Человек не испытывает боли, ни на что не жалуется, но при небольшом усилии, которое, однако, превышает его обычную нагрузку, испытывает затруднение. Этот человек практически здоровый, будем считать, что он обладает здоровьем I степени.

Человек может свободно преодолеть повышенную нагрузку, редко болеет простудными заболеваниями или вовсе им не подвержен. У такого человека хорошее здоровье – здоровье II степени. Мы стремимся к тому, чтобы такое состояние было у каждого.

Наконец, человек может преодолеть чрезвычайно сильные нагрузки, недоступные большинству людей, он и тренируется специально для этой цели.

Это уже III степень здоровья, или гиперкомпенсированное здоровье.Им обладают выдающиеся спортсмены, космонавты, целенаправленно совершенствующие свой организм.

Встречаются лица с гиперкомпенсированным от рождения здоровьем, то есть с высоким уровнем здоровья, заложенным в генетическом коде. Однако и полученное по наследству здоровье нужно беречь.

ХОРОШЕЕ ЗДОРОВЬЕ – С ЧЕГО НАЧАТЬ

Итак, вы прониклись идеей обрести (или сохранить)   хорошее здоровье. С чего же начать? Естественно, вы проконсультируетесь с лечащим врачом, чтобы получить полное представление о состоянии своего организма.

Затем обратитесь к литературе. И тут окажется, что если вы берете книгу по диететике, то в ней вы почерпнете сведения о разновидностях диет, о нормах потребления белков, жиров, углеводов, о калориях, о сбалансированном питании и совсем ничего или очень мало о физических упражнениях и энерготратах организма; о психотерапии в ней даже и не упомянуто.

Если вы возьмете книгу по физкультуре и закаливанию, то в ней опять таки совсем ничего или очень мало сказано о правильном питании, необходимости психического саморегулирования.

Одним словом, мы хотим, чтобы вы поняли, что хорошее здоровье зависит от всестороннего одновременного воздействия на организм. Вы должны постоянно помнить о необходимости правильного питания, соблюдении режима физической активности и психического самовоспитания.

Просто, правда? Однако, «Ищущие здоровья», к сожалению, чаще всего пользуются советами друзей, знакомых и вместо того, чтобы выстроить для себя систему самовоздействия, слепо принимают модную в данный момент панацею вроде корня женьшеня, мумиё, бега трусцой, йоговых упражнений, специальных дыхательных упражнений и т. п.

При этом «ищущие здоровья» делятся на несколько поисковых потоков: физически ослабленные начинают бегать и жонглировать гантелями, тучные то голодают, то пробуют на себе различные диеты, а страдающие чрезмерной раздражительностью, утомляемостью, бессонницей и другими симптомами нервного расстройства изучают методы психического самовоздействия. Однако только комплексное использование всех средств укрепления здоровья дает эффект.

У человека, страдающего ожирением, как правило, повышенная утомляемость, одышка, раздражительность. Диеты, периодическое голодание только ослабляют организм. Появляется вялость, снижается работоспособность, начинаются головные боли и… кончается подвиг, связанный с голоданием.

А все эти неприятные явления можно исключить с помощью физических упражнений.

Лица с неврастенической симптоматикой, как говорилось выше, чаще всего обращаются к методам психической саморегуляции, к аутогенной тренировке. И что же? Вот они научились отключаться от психотравмирующей обстановки, перестали волноваться на экзаменах или служебных совещаниях, лучше засыпают.

Но можно ли говорить в этом случае об укреплении здоровья? Только отчасти. Психические процессы регулируются не только расслаблением тонуса центральной нервной системы, но и переключением рода деятельности. Поэтому без физических упражнений, закаливания и тут не обойтись. При этом важно отрегулировать энергетические поступления, что достигается правильным, рациональным питанием. Только сочетание физических нагрузок, правильного питания и психической саморегуляции гарантирует высокий уровень здоровья.

«Дорогу осилит идущий», – гласит народная мудрость. Собираясь в Страну Здоровья, вы должны достаточно основательно убедить себя, что лучше быть активным и здоровым, чем пассивным и больным, лучше идти по жизни со светлой улыбкой, чем с гримасой боли. Ваше путешествие в Страну Здоровья должно продолжаться по возможности дольше… Практически всю жизнь. Навыки здоровой жизни должны стать для вас столь же необходимыми, как воздух, вода, пища.

Ю. Мерзляков

Рубрика: Статьи о здоровье

Другие статьи рубрики «Статьи о здоровье»:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *