Кружки в школе

Кружки в начальной школе

Давно известно, что именно творчество считается высшим проявлением способностей человека. Творческие задатки и способности ребенок начинает проявлять очень рано, в возрасте двух-пяти лет. В это время формируется личность, а ребенок начинает себя проявлять в различных сферах деятельности. Главная задача родителей и учителей – поддержать малыша, направив его творчество в нужное русло. Упустив момент развития определенных способностей по разным причинам, ребенок в будущем столкнется с трудностями, а талант может быть упущен навсегда.

Роль кружков в начальной школе

Дети младшего школьного возраста отличаются тем, что доверчиво подчиняются авторитету взрослых, впечатлительны, обладают повышенной восприимчивостью, а ко многим ситуациям относятся в наивно-игровой форме. Взрослые не могут гарантировать, что проявления определенных способностей сохранятся в будущем, но и без внимания оставлять их нельзя. Именно поэтому профессиональная и общеобразовательная реформа включает и развитие разнообразных внешкольных учреждений, к которым относятся и кружки в начальной школе.

Так, в начальной школе работа кружков направлена на всестороннее развитие детей. Благодаря этим занятиям школьники могут усовершенствовать и эстетическое, и трудовое воспитание. Благодаря предметным кружкам в начальной школе (математический, исторический, лингвистический и другие) дети углубляют знания, учатся применять их во внешкольной жизни. В то же время, предметными кружками педагогические задачи не ограничиваются. Учебно-воспитательная работа в начальной школе включает и организацию спортивных, технических кружков. Деятельность и направленность любого кружка в начальной школе определяется программой и перспективно-тематическими планами, разработанными руководителями.

Стандарты системы образования

Внешкольное развитие – часть программы Федерального государственного образовательного стандарта. И тематика, и программа, и названия кружков в начальной школе здесь четко прописаны. Так, программа кружка «Почемучка» направлена на духовно-нравственное воспитание школьников. Они учатся правильному отношению к природе, людям, осваивают азы взаимоотношений между человеком и природой. Цель экологического кружка в начальной школе состоит в том, чтобы дети не только воспринимали окружающий мир правильно, но и предпринимали конкретные шаги по его улучшению.

Согласно ФГОС, кружки в начальной школе должны не только носить воспитательный характер, обеспечивать детям художественное и эстетическое развитие. Физический аспект тоже учитывается. Спортивные кружки в начальной школе («Здоровейка!» и другие) способствуют полноценному физическому и психологическому развитию. Занятия, которые проводятся в игровой форме (соревнования, эстафеты, игры), детям очень нравятся.

Развитию творческих способностей детей в начальной школе способствуют кружки рисования, оригами, лепки, вокала, хореографии. В обязанности руководителей входит не только обучение школьников технике выполнения того или иного задания, но и налаживание психо-эмоционального контакта с каждым отдельным ребенком. Такой подход обеспечивает наиболее оптимальные условия для того, чтобы способности детей раскрывались в полной мере, а талант получал необходимую огранку.

И даже в случае отсутствия ярко выраженных способностей кружки в начальной школе всегда приносят детям пользу. Они учатся быть ответственными, самостоятельными, собранными, аккуратными, достигать поставленных целей, применять полученные знания в жизни.

 

Статьи по теме:

Адаптация пятиклассников

Казалось бы, пятый год в школе, все трудности первой адаптации пройдены, но неожиданно родители сталкиваются с новой волной психологических проблем и трудностями перехода от младшей школы к средней.

Деловой стиль одежды для школьников

В школах, где единая форма одежды не введена, Министерство образование рекомендует ученикам придерживаться делового стиля одежды. В нашей статье мы расскажем, что подразумевается под деловым стилем и во что одевать школьника.

Как прогулять школу?

Даже в жизни самых успевающих школьников бывают дни, когда идти в школу очень не хочется. Конечно, существует немало способов прогулять школу, но стоят ли они упущенных знаний и пропущенных событий, которыми так насыщена школьная жизнь?

Требования к школьной форме

На сегодняшний день право определять вид школьной формы лежит на руководстве самих школ. Однако, сама форма, ее состав и модели должны четко отвечать требованиям, о которых мы расскажем в нашей статье.

Лекция: Школьный кружок как одна из форм внеурочной работы

Одной из действенных форм внеурочной работы является кру­жок. Он помогает удовлетворить индивидуальные интересы уча­щихся, развить их творческие способности, расширить и углубить знания, вовлечь в практическую деятельность, позволяет сочетать постановку и выполнение учащимися групповых и индивидуаль­ных заданий, формировать у них первичные навыки научного ис­следования.

Успешная деятельность кружка возможна лишь при правиль­ном решении ряда вопросов: какова может быть его численность, создавать его из учащихся одного возраста или разных возрастим; групп, как сочетать работу ребят разных возрастов, как поддер живать постоянный интерес школьников к занятиям.

Практика показывает, что количественный состав кружка мо жет быть различным. Однако желательно, чтобы численность егоне превышала 30 человек. Он может объединять и учащихся разного возраста: в этом случае целесообразно сформировать несколь ко секций.

Опыт показывает, что хорошее начало работы кружка — э еще половина дела. Важно постоянно поддерживать интерес к нему, нацеливать школьников на творческий поиск.

Предварительный список кружков дополнительного образования

Большое значение при этом имеет постановка перед кружком увлекательных перс­пектив, доступных и понятных каждому.

Можно сформулировать общие принципы работы школьного кружка.

Принцип последовательностиобеспечивает единую логику ворганизации работы, ее плановость, предусматривает усложне­ние содержания, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Принцип непрерывностипредполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, ее насыщенность в течение не только учебного, но и календарного года.

Принцип научноститребует, чтобы учащимся предлагались под­линные, прочно установленные знания.

Принцип прочностипредполагает усвоение содержания и раз­витие познавательных сил ребенка. Прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией факультативных заня­тий, использованием различных методов. Память ребенка носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот! или иной материал, тем прочнее он закрепляется.

Принцип доступностиосновывается на возрастных особенно- jстях младших школьников.

Принцип сознательностиобеспечивает сознательное усвоение 1 знаний учащимися, глубокое и самостоятельное осмысление этих 1 знаний. *

Принцип наглядностиспособствует лучшему запоминанию, за- 1 креплению, образованию наиболее отчетливых и правильных пред- I ставлений о предметах и явлениях.

Кроме вышеперечисленных общих принципов на кружковых j]занятиях возможно использовать принципы воспитательного про- j цесса.

Принцип гуманизациитребует гуманного отношения к личности I ребенка, уважения его прав, доведения до сознания ученика кон-; кретных целей его воспитания.

Принцип личностного подхода.Личностный подход понимается как опора на личностные качества ребенка. Этот принцип требует

! постоянного из/чения особенностей темперамента и характера, м и’лядов, вкусов, привычек ребенка, диагностики уровня лично­стных качеств (образа мышления, мотивов, интересов, установок ребенка), постоянного привлечения каждого ребенка к деятель­ности, развития самостоятельности.

Принцип опоры на положительное. Опираясь на положительные качества ребенка, можно добиться формирования других, задан­ных целью воспитания качеств.

Для успешнэй организации кружковых занятий необходимо соблюдать единство всех принципов. Это дает возможность сфор­мировать на их основе важнейшие требования, руководствуясь которыми преподаватель мог бы достичь высоких и прочных ре­зультатов в системе кружковых занятий.

Результатом же этих заня­тий должна стать «безболезненная» социализация младших школь­ников в обществе. Из всего вышеизложенного можно сделать сле­дующие выводы: система организации кружка — один из важней­ших элементов процесса воспитания школьника. Особенно велика роль занятий по краеведению, где в занимательной форме дети получают большой объем дополнительных знаний.

Занятия должны проводится в системе, так как только в этом случае возможен положительный результат усвоения знаний и развитие интереса. Система организации кружка по краеведению помогает воспитывать в ребенке нравственные качества личнос­ти, а также познавательные интересы.

Система организации кружка строится на единстве всех прин­ципов, так как; это дает возможность формировать на их основе важнейшие требования, руководствуясь которыми учитель может достичь высоких и прочных результатов.

Очень важно, чтобы результаты деятельности кружка станови­лись достоянием учащихся всей школы, имели общественно-по­лезный характер (см. приложение 8).

20 кружков

20 кружков

Центр детского творчества МДЦ «Артек»

Детские лагеря центра «Артек» объединяют более 20 кружков, реализует совместно с детскими лагерями развивающие программы по различным направлениям познавательной творческой деятельности, в том числе прикладного, художественного, научно-технического творчества.

Основными задачами и направлениями деятельности центра детского творчества являются:

  • развитие у детей интереса к техническому, декоративно-прикладному творчеству, науке и технике;
  • формирование трудолюбия, практических навыков и умений, необходимых в жизни;
  • ориентирование детей в основных видах деятельности: познавательной, эстетической, физкультурно-оздоровительной;
  • осуществление информационно-методической и организационно-массовой работы.

Из истории кружковой работы в «Артеке»

Кружковая работа в «Артеке» всегда занимала важное место в общей системе воспитательной работы лагеря.

Кружки «Артека» начали свою деятельность практически с первых дней основания лагеря – с 1925 года. В первые годы занятия по столярному, слесарному, сапожному делу, авиамоделизму проводились самими вожатыми непосредственно на базе Нижнего лагеря.

В 30-е годы в качестве базы для проведения занятий был определён бывший потемкинский дом с его пятью большими комнатами и верандой. В начале 1932 года было принято решение оборудовать в двухэтажном особняке бывших владельцев имения «Звонкий источник» Метальниковых станцию юных техников (СЮТ) для занятий техническим творчеством (здесь и ныне действуют три кружка).

В 1937 году начал функционировать новый круглогодичный лагерь — «Суук-Су», и сразу же была создана детская техническая станция, для которой отвели первый этаж пятой (теперь Желтой) дачи с верандами. Кружки размещались также в помещениях дач бывшей курортной гостиницы «Орлиное гнездо».

Летом 1945 года начал функционировать новый лагерь — «Колхозная молодежь» (ныне лагерь «Кипарисный»). Кружки разместили в комнатах первого этажа второй дачи, в одноэтажном доме бывшей гурзуфской поликлиники, а после восстановления в 1948 году первого корпуса кружки работали в комнатах первого этажа этого здания.

Количество и направленность кружков периодически менялись. В 70-е годы внешкольная работа приобрела масштабный характер, предоставляя детям возможности деятельности в различных сферах творчества. В те годы одновременно работало от 30 до 40 кружков разного направлений.

В 80-е годы кружковая база позволяла осуществлять проведение всесоюзных слетов технического и научного творчества, располагая и площадями, и необходимым — современным на тот период — оборудованием и оснащением.

В 2006 году в МДЦ «Артек» создан центр детского творчества, который объединил работу всех артековских кружков.

Кружки в «Артеке»

"Инспектор дорожного движения"

На кружке дети изучают устройство автомобиля, правила дорожного движения. Занимаясь по программе ЮИД (юный инспектор дорожного движения), участники получают навыки организаторов безопасности движения.

"Артековский сувенир"

На занятиях дети получают практические навыки по составлению и декоративному оформлению объемных композиций, панно, для изготовления которых применяется самый разнообразный материал: морские ракушки, мидии, песок, открытки, календарики с видами «Артека».

"Живопись"

Кружок, развивающий представления о красоте и гармонии природы. На занятиях дети учатся рисовать, создавая свои шедевры, передавая через рисунок ощущения окружающего мира.

"Роспись на ткани"

Кружок учит технологии нанесения рисунка на ткань. Нарисованная на бумаге специальными красками эмблема, название любимой команды, клуба и т.д. с помощью нагретой поверхности (утюга) переносится на ткань.

"Бисероплетение"

Кружок мастерства, умения и фантазии при выполнении работ из бисера. Это мир, в котором соединяются самые разнообразные грани человеческого дарования. На занятиях дети выполняют творческие работы из бисера: цветы-букеты, цветочное панно, открытки, броши.

"Квиллинг"

Кружок декоративно-прикладного творчества. Приобретение навыков составления узоров, композиций, цветов из крученой бумаги оставляет незабываемые ощущения красоты и гармонии, осознание того, что эту красоту ты сделал своими руками.

"Мягкая игрушка"

Кружок декоративно-прикладного творчества. На занятиях дети учатся кроить по готовым лекалам, шить, осваивая различные виды швов, оформлять законченную работу, используя цветную бумагу, картон, фурнитуру. Объемные игрушки выполняются из искусственного меха.

"Астрономический"

Кружок расширяет знания о строении Солнечной системы. Наблюдения за планетами, лабораторные исследования позволяют детям расширить кругозор детей, открыть интересный мир науки астрономии.

"Макраме"

Кружок декоративно-прикладного творчества. На занятиях дети знакомятся с историей макраме, осваивают технику различных узлов, плетут образцы. Освоив чтение схем плетения, самостоятельно зарисовывают их и выполняют творческие работы (кулоны, игрушки, сумочки, подвески…).

"Обереги"

Кружок направлен на знакомство детей с народным творчеством и духовным наследием.

Кружки и секции: правильная организация досуга школьника

На занятиях дети знакомятся с народными праздниками, обычаями, традициями. Обереги выполняются в различной технике, с использованием народно-поэтических символов Украины.

"Сказочный мир" (пластилиновая живопись)

Кружок работает в области декоративно-прикладного творчества. Дети занимаются лепкой пластилином на стекле. На занятиях предлагается выполнить работы по готовым эскизам, переводя рисунок при помощи пера черной тушью, заполняя его цветным пластилином.

"Волшебная нить"

Кружок декоративно-прикладного творчества, художественные образцы которого создаются в технике вышивания нитками на картоне или плотной бумаге.

Освоив основные приемы техники, дети могут выполнить любой рисунок и даже сложную композицию, оформив в виде открытки или панно.

"Ткачество бисером"

Кружок ориентирует детей на знакомство с духовным наследием своего народа. На занятиях дети знакомятся с народными праздниками, обычаями, традициями. Работы выполняются бисером в различной технике народных ремесел.

"Керамика"

На занятиях дети знакомятся с народным ремеслом изготовления изделий из глины.

"Геологический"

Во время геологической экскурсии кружковцы знакомятся с минералами и горными породами Крыма, собирают образцы, узнают о свойствах камней-талисманов. Затем ребята обрабатывают камни на специальном оборудовании и своими руками создают коллекции минералов.

"Природа и фантазия"

Кружок декоративно-прикладного творчества. При работе с природным материалом у детей развивается ассоциативное и конструктивное мышление. Во время экскурсий кружковцы узнают об экзотических растениях Южного берега Крыма. На занятиях в мастерской они знакомятся с техникой изготовления объемно-пространственных декоративных композиций, обработки сухих веток и корнепластов. На кружке дети приобретают навыки работы со столярным инструментом.

"Фитодизайн"

Кружок декоративно-прикладного творчества, который знакомит с основами искусства аранжировки цветов. На занятиях кружка дети знакомятся с растительным миром Крыма, собирают сухой растительный материал для своих композиций в парках «Артека», знакомятся с основными правилами дизайна и композиций, стилями европейских и восточных школ флористики и искусства икебаны.

"Юный журналист"

На занятиях кружка дети знакомятся с основами профессии журналиста, жанрами журналистики, учатся писать репортажи, брать интервью, готовят материалы о событиях своей артековской смены в газету «Остров А».

"Мой друг компьютер"

На занятиях кружка дети изучают и используют компьютерные программы Word, Excel, Power Point в работе над проектом «Ищем сокровища Крыма». Изучая природу и достопримечательности Крыма, «Артека», дети создают презентации своих исследований.

Спортивные секции в «Артеке»

Занятия в секциях спортивного направления способствуют общефизическому развитию и оздоровлению детей.

"Баскетбол"

Баскетбол развивает координацию движений, ловкость, быстроту реакции, умение мгновенно принимать решения в сложных игровых ситуациях.
Баскетбол – командная игра. Сыгранность, чувство локтя, умение владеть мячом, вера в коллективный успех – слагаемые успеха.

"Мини- футбол"

Футбол – популярная игра народов мира. Кто не мечтает быть похожим на своих кумиров?! Но мало мечтать – пора действовать и самому выходить на футбольное поле!
Занимаясь футболом, дети осваивают правила и технику игры в мини-футбол, основные приемы владения мячом.

"Настольный теннис"

Теннисная ракетка и маленький пластмассовый мячик творят чудеса в умелых руках юного спортсмена. Теннис развивает координацию, ловкость, внимание, быстроту реакции. Успеха достигает тот, кто смело идет к достижению цели!

"Шахматы"

Шахматы развивают пространственное мышление, память, учат решать логические задачи.

Обучение в школе – это долгий и тяжелый процесс. За целый день обучения школьники сильно устают, как морально, так и физически. Поэтому чтобы хотя бы немного разгрузить школьников организовывают различные кружки. Такие занятие чаще всего организовывают учителя или другие лица, которые имеют такую компетентность. Например, это могут быть студенты, спортивные тренеры, квалифицированные специалисты. Как организовать кружок?

Как организовать кружок в школе

1.

Необходимо попросить у директора школа разрешение на организацию кружка. Это очень важный шаг, ведь от директора зависит, будет, работать ваш кружок или нет. Вы должны иметь сертификаты и документы, которые подтверждают, что вы являетесь компетентным лицом для ведения кружка.

Учителям школы совсем не обязательно этого делать, когда кружок организован по их специальности. К примеру, тренер по физкультуре может проводить кружок спортивных мероприятий, так как это является его основными профессиональными навыками. Когда директор школы разрешит вам открыть кружок, должен быть составлен специальный приказ по этому поводу.

2.

Необходимо согласовать расписание и постоянное место для проведения кружка с администрацией школы. Первым делом вам нужно найти свободный кабинет. Это должно составить больших трудностей, ведь в школе наверняка должно быть свободное помещение. Если его нет, то вам могут предложить кабинет, который освободится после урока. Если же вы хотите организовать платные занятия, которые непосредственно связаны с дополнительным оборудованием, тогда вы должны арендовать помещение, чтобы разместить тренажеры и другие приспособления. Не желательно чтобы расписание вашего кружка совпадало с основным расписанием уроков.

3.

Заранее подготовьте помещение к проведению занятия. Если вы хотите организовать кружок юных техников, то подготовьте соответствующие таблицы, модели и плакаты. Вы можете договориться с некоторыми учителями и брать у них необходимые материалы. Для секции борьбы нужно использовать спортзал, в котором уже есть маты и специальные тренажеры. Для организации платного кружка, занятия которого будут связаны с разным оборудованием, тогда вам нужно арендовать большое помещение, чтобы установить свои тренажеры.

4.

Тщательно составьте план проведения занятий.

Кружки в начальной школе

Вы должны продумать способ и систему обучения. Для этого вам могут понадобиться педагогические навыки. Можно завести журнал, в котором вы будете записывать все занятия и какие темы на них изучались. На занятиях можно использовать соревновательные моменты. Во время проведения занятий уделяйте внимание различным играм и развлекательным программам, чтобы ученики не потеряли интерес к занятиям.

Как организовать кружок, чтобы он был интересным для учеников, и они в дальнейшем могли посещать занятия, вы к каждому ребенку вы должны иметь  особый подход, так как все дети разные и имеют свои требования.

© Автор: Жданова Елена

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *