Луа язык программирования

Краткая справка

Lua — язык программирования, создателями которого являются Роберту Иерузалимски, Валдемар Селиш и Луис Энрике ди Фигейреду. С трудом верится, что такой популярный язык могли создать не где-нибудь в Кремниевой Долине или MIT, а в солнечной Бразилии. В стране, которая, казалось бы, находится довольно далеко от центров сосредоточения IT. Тем не менее, в одном из подразделений Католического университета Рио-де-Жанейро смогли создать настолько гибкий и мощный язык, что сейчас он находит широкое применение во многих областях.

Всё началось с разработки вспомогательного языка для нефтяной компании PETROBRAS. Инженерам-нефтяникам требовался графический фронтэнд для обработки данных по симуляции определенных процессов. При этом оборудование могло быть самым разным — и PC DOS, и UNIX, Macintosh, поэтому многие уже существующие языки (Perl, например) просто не подходили, так как работали только на одной из этих систем. На этом этапе был разработан язык под названием DEL (data entry language). Со временем, возможностей этого языка стало не хватать, поэтому был разработан новый язык, названный SOL ( simple object language). И, наконец, в 1993 году разработчики поняли, что их можно объединить в один полноценный язык программирования, которые был назван Lua ( по-португальски Sol это солнце, а Lua — луна). Кстати, в 1996 году Роберту Иерузалимски и другие авторы языка решили рассказать о своей работе миру и отправили статью про Lua в журнал “Software: Practice & Experience”. Позже про Lua напечатали в журнале “Dr.Dobb’s”, из которого о нем узнал один из главных разработчиков адвенчурных игр в LucasArts. Решив использовать Lua вместо их собственного скриптового языка, он был поражен его простотой и эффективностью. В результате этого большая часть разрабатываемой в тот момент игры была переписана на Lua, что способствовало росту его популярности.

Философия языка Lua

Больше всего идеология Lua схожа с JavaScript. Например, у них обоих прототипная модель для реализации ООП. Однако, Lua гораздо более гибкий и мощный язык. В Lua используются виртуальная машина и сборщик мусора, что делает её более похожей на Java, однако это не мешает ей сохранять свою простоту и элегантность.

В основе языка Lua лежат таблицы, реализуемые при помощи ассоциативных массивов. Таблица здесь означает набор данных, где каждому из уникальных ключей соответствует своё значение.При помощи таблиц в Lua можно представить практически любые данные — обычные массивы, множества, таблицы символов и.т.д. В полях таблицы также могут быть описаны и функции. Проще говоря, если Вы захотите, чтобы в Вашей любимой и игре появился некий персонаж или предмет, то вам достаточно будет знать его имя, чтобы внести в таблицу, функцию, чтобы создать этот объект и ввести координаты игрового мира, в которых он должен появиться.

Стоит упомянуть такжи и о метатаблицах — таблицы, которые позволяют изменять поведение других таблиц. Например, определить, допустимо ли в некоторой ситуации сложение нечисловых значений. Или определить для некоторого события запуск “сборки мусора” (очистки памяти).

Где применяется Lua

Хотя Lua используется и в промышленных приложениях,но самую большую популярность этот язык приобрел в геймдеве. Так как разработчикам бывает трудно вносить изменения в движок игры, а геймдизайнерам постоянно приходится вносить изменения в работу уровней или персонажей, то здесь Lua бывает просто незаменим. На нем очень легко в описать взаимодействие между игроками, запрограммировать NPC (крестьян в скайриме) или поведение боссов при помощи скриптов, которые потом можно быстро изменить, не влияя на движок.

Самой известной игрой, в которой применяется Lua, сейчас, конечно, стала World of Warcraft. Интерфейс WoW (меню, чат и.т.д) написаны на нем. Ещё Lua использовали в таких играх, как Crysis, King’s of Bounty, Warhammer, Аллоды онлайн, CS, Сталкер, Ведьмак, Sim City, Far Cry, Civilization V и.т.д.

Ещё на Lua часто пишутся плагины для nmap, wireshark, nginx или боты для Telegram. А ещё Википедия планирует использовать Lua для встраивания в MediaWiki (можете попробовать в английской версии).

Lua также используется в обсерваториях, занимающихся исследованиями в области астрофизики и крупных университетах по всему миру (например, в Берлинском Техническом Университете). Также Lua стал чем-то вроде национального языка программирования у себя на родине и используется многими местными компаниями и исследовательскими центрами в самых разных сферах деятельности.

Сложность обучения Lua

Lua достаточн
о прост в изучении . По нему много ресурсов и видеоуроков в сети. К тому же, тут очень помогает геймификация. Если в вашей любимой игре можно создавать моды на Lua, то попробуйте поэкспериментировать с игровым миром в процессе обучения. Это позволит освоить программировании весело и без лишних усилий.

Плюсы/минусы Lua

К плюсам Lua относятся:

  • хорошая портируемость. Если вам потребуется, например, перенести программу из Windows в Linux, то, за исключением некоторых специфичных для платформ библиотек, код не потребуется сильно изменять.
  • возможность быстро добавить к приложению на Lua библиотеку на С
  • легкость развертывания программ
  • легкий синтаксис
  • программы на Lua потребляют мало памяти
  • распространяется по лицензии MIT, поэтому можно бесплатно использовать и для бизнес проектов

Из минусов:

Lua отлично работает настолько, насколько вообще может скриптовый язык. Но чаще всего его применяют совместно с другими языками, хотя он вполне выполнять некоторые задачи самостоятельно. Поэтому, вам нужно будет знать хотя бы ещё один, например,C или С++. Однако, несомненно, знание Lua будет вам большим плюсом при трудоустройстве на должность разработчика игр.

Сопутствующие технологии

LuaJIt — JIT-компилятор для Lua. Используется для задач, в которых критично время выполнения. Работает примерно в шесть раз быстрее стандартного интерпретатора.

Love2D — популярный фреймворк, предназначенный для разработки 2D игр на Lua.

Corona SDK — фреймворк для создания приложений под iOS и Android на Lua. С 2015 года появилась бесплатная версия.

Создание встраиваемых сценариев на языке Lua

.

.

Исходный код, написанный на Lua — легковесном языке программирования, разработанном для расширения возможностей приложений.

Язык программирования Lua

Может компилироваться в программу при помощи компилятора ANSI C.

Файлы LUA можно применять для настройки определенных приложений, таких как видео-игры World of Warcraft и Dawn of War. В дополнение к этому популярная игра для мобильных устройств Angry Birds использует файлы LUA для уровней игры. Но данные файлы являются компилированными файлами LUA и не хранятся в виде простого текста. Adobe использует Lua для программирования пользовательского интерфейса Lightroom.

Примечание: слово «Lua» происходит от португальского слова «луна».

Скачать программу для формата LUA

Addon Studio for World of Warcraft Blizzard World of Warcraft Interface AddOn Kit Dawn of War Mod Tools
Microsoft Notepad Notepad++  
Blizzard World of Warcraft Interface AddOn Kit GNU project C and C++ compiler (GCC) MacroMates TextMate
Rovio Mobile Angry Birds    
GNU Emacs GNU project C and C++ compiler (GCC) Vim

This first edition was written for Lua 5.0. While still largely relevant for later versions, there are some differences.
The fourth edition targets Lua 5.3 and is available at Amazon and other bookstores.
By buying the book, you also help to support the Lua project.


1.3 – Some Lexical Conventions

Identifiers in Lua can be any string of letters, digits, and underscores, not beginning with a digit; for instance

i j i10 _ij aSomewhatLongName _INPUT You should avoid identifiers starting with an underscore followed by one or more uppercase letters (e.g., ); they are reserved for special uses in Lua. Usually, I reserve the identifier (a single underscore) for a dummy variable.

In Lua, the concept of what is a letter is locale dependent. Therefore, with a proper locale, you can use variable names such as or .

QLUA Forum

However, such names will make your program unsuitable to run in systems that do not support that locale.

The following words are reserved; we cannot use them as identifiers:

and break do else elseif end false for function if in local nil not or repeat return then true until while Lua is case-sensitive: and is a reserved word, but and are two other different identifiers.

A comment starts anywhere with a double hyphen () and runs until the end of the line. Lua also offers block comments, which start with and run until the corresponding . A common trick, when we want to comment out a piece of code, is to write the following:

—[[ print(10) — no action (comment) —]] Now, if we add a single hyphen to the first line, the code is in again: —[[ print(10) —> 10 —]] In the first example, the in the last line is still inside the block comment. In the second example, the sequence does not start a block comment; so, the is outside comments. In this case, the last line becomes an independent comment, as it starts with .


Copyright © 2003–2004 Roberto Ierusalimschy. All rights reserved.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *