Особенности ответственности информационного посредника — PDF

1. Лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, — информационный посредник — несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии вины с учетом особенностей, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате этой передачи, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) он не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;
2) он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;
3) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, является неправомерным.

3. Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:
1) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;
2) он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети «Интернет», на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. Перечень необходимых и достаточных мер и порядок их осуществления могут быть установлены законом.

4. К информационному посреднику, который в соответствии с настоящей статьей не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав (пункт 1 статьи 1250, пункт 1 статьи 1251, пункт 1 статьи 1252 настоящего Кодекса), не связанные с применением мер гражданско-правовой ответственности, в том числе об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней.

5. Правила настоящей статьи применяются в отношении лиц, предоставляющих возможность доступа к материалу или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети. (Статья дополнительно включена с 1 августа 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 187-ФЗ)

Комментарий к статье 1253.1 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье определены особенности ответственности информационного посредника, понятием которого согласно п. 1 комментируемой статьи обозначаются лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет, лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети. Пункт 5 данной статьи распространяет правила статьи также на лиц, предоставляющих возможность доступа к материалу или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

Введение комментируемой статьи предусматривалось законопроектом, принятым в качестве Закона 2014 г. N 35-ФЗ, однако реализовано это предложение было не указанным Законом, а с опережением — Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» <1>.

———————————
<1> www.pravo.ru. 2013. 3 июля.

Тем самым был реализован следующий подход, обозначенный в п. 2.5 разд. VII Концепции развития гражданского законодательства РФ: одним из важнейших вопросов, без решения которого невозможно обеспечить эффективную защиту результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях, является определение условий привлечения к ответственности лиц, обеспечивающих доступ к информационно-телекоммуникационной сети, функционирование ресурсов в сети и размещение на них соответствующих объектов (провайдеров); в той мере, в какой это возможно осуществить в пределах юрисдикции России, целесообразно предусмотреть ответственность провайдера за размещение в сети без согласия правообладателя соответствующего результата интеллектуальной деятельности, но только при четком определении в законе условий применения такой ответственности; в этом случае правообладатель будет гарантированно иметь эффективный инструмент пресечения нарушений его прав, так как провайдер будет обязан оперативно реагировать на его претензии под угрозой привлечения к ответственности за нарушение исключительного права; в то же время провайдер будет в достаточной мере защищен против предъявления к нему необоснованных претензий, так как действия, которые он должен предпринять, будут ему заранее известны.

В развитие изложенного подхода в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве Закона 2014 г. N 35-ФЗ, отмечалось следующее:

положения комментируемой части в недостаточной мере приспособлены к решению вопросов, возникающих в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в электронно-цифровой форме и в информационно-телекоммуникационных сетях. Проблема, связанная с массовым нарушением интеллектуальных прав в сети Интернет, стоит перед всем мировым сообществом и должна решаться при помощи целого комплекса мер, в числе которых совершенствование положений гражданского законодательства является одним из необходимых составных элементов;

в комментируемой части предлагается закрепить ряд положений, которые могут послужить отправными точками для дальнейшего совершенствования правового регулирования в намеченных направлениях. Прежде всего вводится новая ст. 1253.1, предусматривающая общие принципы ответственности информационных посредников (интернет-провайдеров). Ее суть в том, что информационные посредники, осуществляющие передачу материалов в сети Интернет или предоставляющие третьим лицам возможность размещения материалов в сети Интернет, несут ответственность за нарушение интеллектуальных прав на общих основаниях, предусмотренных ГК РФ, при наличии вины. Однако они могут быть освобождены от ответственности за нарушения интеллектуальных прав, происшедшие в связи с осуществляемой ими деятельностью, при соблюдении условий, перечисленных в упомянутой статье. Меры, которые должен принять информационный посредник, получивший письменное заявление правообладателя о нарушении его интеллектуальных прав, должны быть предусмотрены законодательством об информации.

Соответственно обозначенным принципам в п. 1 комментируемой статьи установлено, что информационный посредник несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных ГК РФ, при наличии вины, но при этом в п. п. 2 и 3 данной статьи применительно к видам информационных посредников определены условия, при соблюдении которых информационный посредник не несет ответственность за такое нарушение:

в п. 2 статьи — условия, при одновременном соблюдении которых информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате этой передачи;

в п. 3 статьи — условия, при одновременном соблюдении которых информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию.

Вместе с тем п. 4 комментируемой статьи предусматривает возможность предъявления к информационному посреднику, который в соответствии с приведенными выше положениями не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, требований о защите интеллектуальных прав (при этом сделаны отсылки к положениям п. 1 ст. 1250, п. 1 ст. 1251, п. 1 ст. 1252 комментируемой главы, посвященным защите соответственно интеллектуальных прав, личных неимущественных прав и исключительных прав), не связанных с применением мер гражданско-правовой ответственности, в том числе об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней.

В этой связи представляется целесообразным упомянуть, что названным выше Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <1> введена ст. 15.2, определяющая порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы. К этой статье и подразумевалась отсылка в п. 3 комментируемой статьи в прежней редакции. В части 1 указанной ст. 15.2 предусмотрено, что правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, фильмов, в том числе кинофильмов, телефильмов, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы или информацию, на основании вступившего в силу судебного акта. На основании данной статьи Приказом Роскомнадзора от 12 августа 2013 г. N 912 утвержден Порядок функционирования информационной системы взаимодействия <2>.

———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
<2> БНА ФОИВ. 2013. N 50.

Ст. 1253.1 ГК РФ — Гражданский кодекс

1. Лицо, осуществляющее передачу материала в информационно- телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, — информационный посредник — несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии вины с учетом особенностей, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате этой передачи, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) он не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;

2) он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;

3) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, является неправомерным.

3. Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:

1) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;

2) он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети «Интернет», на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. Перечень необходимых и достаточных мер и порядок их осуществления могут быть установлены законом.

4. К информационному посреднику, который в соответствии с настоящей статьей не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав (пункт 1 статьи 1250, пункт 1 статьи 1251, пункт 1 статьи 1252 настоящего Кодекса), не связанные с применением мер гражданско-правовой ответственности, в том числе об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней.

5. Правила настоящей статьи применяются в отношении лиц, предоставляющих возможность доступа к материалу или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

Статья 1253.1. Особенности ответственности информационного посредника

(введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 187-ФЗ)

1.

12. Особенности ответственности информационного посредника (ст.1253.1).

Лицо, осуществляющее передачу материала в информационно- телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, — информационный посредник — несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии вины с учетом особенностей, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате этой передачи, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) он не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;

2) он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;

3) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, является неправомерным.

3. Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:

1) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;

2) он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети «Интернет», на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. Перечень необходимых и достаточных мер и порядок их осуществления могут быть установлены законом.

4. К информационному посреднику, который в соответствии с настоящей статьей не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав (пункт 1 статьи 1250, пункт 1 статьи 1251, пункт 1 статьи 1252 настоящего Кодекса), не связанные с применением мер гражданско-правовой ответственности, в том числе об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней.

5. Правила настоящей статьи применяются в отношении лиц, предоставляющих возможность доступа к материалу или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети.


Ст. 1253.1 ГК РФ ч.4. Особенности ответственности информационного посредника

Гражданский кодекс

СМИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПОСРЕДНИК ИЛИ САМОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯСЯ СИСТЕМА?

А.В. Левадная

Современная политика представляет собой борьбу за перераспределение ресурсов, главным среди которых являются средства массовой информации. В настоящее время главенствующую роль в жизни общества играют информация и коммуникация, в связи с чем политология уделяет всё больше внимания коммуникативным процессам в политическом пространстве. Поэтому основной исследовательской проблемой работы стал вопрос о роли средств массовой информации как посредника в политических коммуникация: как изменилось взаимодействие политиков с общественностью при появлении СМИ? Как влияет развитие средств массовой информации и коммуникации на взаимодействие политиков и общественности? Эти и другие вопросы будут рассмотрены далее.

Трансформация средств технологии и коммуникации происходит в рамках формирования информационного общества как нового этапа в развитии социальной действительности. Впервые идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х — начале 70-х годов XX столетия. Изобретение же термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю.Хаяши1. Японский вариант концепции информационного общества разрабатывался, прежде всего, для решения задач экономического развития страны. Это обстоятельство обусловило его в известном смысле ограниченный и прикладной характер. Однако в 70-е годы происходит конвергенция двух почти одновременно нарождающихся идеологий — информационного общества и постиндустриализма. Последняя, в отличие от первой, имела достаточно солидную теоретическую основу. Идея постиндустриального общества была выдвинута в 60-е годы американским социологом Д.Беллом, который представил в развернутом виде концепцию постиндустриализма в своей книге «Наступление постиндустриального общества.

Опыт социального прогноза»2. Подобно другим теоретикам индустриализма, он трактует индустриальное общество как организованное вокруг производства вещей и машин для производства вещей. Понятие индустриального общества, подчеркивает он, охватывает прошлое и настоящее различных стран, которые могут принадлежать к противоположным политическим системам.

Факторы трансформации средств и технологий — бурное технологическое развитие носителей электроники, процессы глобализации, которые связаны с умножением и ускорением коммуникации, ростом объема информации. Э. Тоффлер назвал возникновение информационного общества новой технологической революцией, самой быстрой, охватившей весь мир (по сравнению с изобретением колеса). М. Кастельс говорит о том, что информационное общество — новая технологическая парадигма, в основе которой — ИТ, их ядро — обработка информации, компьютеры, возникновение Интернета .

По мере технологического развития средств передачи информации претерпевает определенные изменения и система политической коммуникации, а следовательно — политическая система как таковая. Это связано со спецификой современного общества, в котором передаваемая посредством СМИ информация приобретает особую роль. Сегодня многие исследователи рассматривают информацию как «важнейший источник власти»3. «По сути, политическая система может рассматриваться как погруженная в информационное пространство»4. Отталкиваясь от сходных предпосылок, И. Засурский отмечает: «Средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации. Происходит полное переплетение сферы политического и СМИ, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании медиаполитической системы»5.

Возникновение термина «политическая коммуникация» непосредственно связано с эволюцией западного общества в ХХ веке. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке социальных и политических наук, получившее название политической коммуникативистики, было вызвано демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX века, развитием кибернетической теории, возникновением и возрастанием роли новых коммуникационных систем и технологий.

Политическая коммуникация имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта политического развития, поведения различных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние. Таким образом, политическую коммуникацию можно охарактеризовать как информационно-пропагандистскую деятельность социальных субъектов по производству и распространению социально-политической информации, направленной на формирование, стабилизацию или изменение образа мыслей и действий других социальных субъектов.

Средства массовой информации не только субъект политической жизни, но одновременно и объект ее, поскольку сами являются частью современной действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, неурядицами и в той или иной форме воспроизводят их, испытывая на себе их сильнейшее воздействие. Поэтому потоки информации состоят из множества противоречивых, зачастую несовместимых друг с другом сообщений и материалов. Как относиться к ним? Ведь ясно, что одному человеку или отдельной группе людей невозможно ни голосовать за все партии или за всех кандидатов, ни покупать все рекламируемые товары, ни согласиться со всеми предлагаемыми мнениями. Зачастую эти сообщения и материалы нейтрализуют друг друга.

Формирование политических предпочтений населения под воздействием СМИ в значительной степени зависит от уровня доверия источнику информации. Согласие с оценками, содержащимися в конкретных сообщениях, с позицией источника в целом, рождает чувство психологической близости, идентификации с содержанием и источником информации. Доказано, что люди, доверяющие данному источнику информации, склонны не замечать тех элементов содержания, которые вызывают у них непонимание или несогласие. В России уровень доверия СМИ сравнительно невысок. Так, например, по данным на март 2007 года, им доверяли 32% населения6. В современной России также одной из нерешенных проблем власти является отсутствие продуманной коммуникационной стратегии. Властные институты недооценивают использование каналов коммуникации и коммуникационных технологий в процессе повышения доверия к власти среди населения: например, власти информируют население о решении того или иного вопроса, но о промежуточных этапах или о конечных результатах работы общественность и население не знает.

Согласно Дж. Томпсону существует три типа коммуникации – непосредственное взаимодействие (межличностная коммуникация «лицом к лицу»), опосредованное взаимодействие и опосредованное квазивзаимодействие7.

Непосредственное взаимодействие имеет место в случае прямого контакта участников коммуникационного процесса, находящихся в одной пространственно-временной системе. Такая коммуникация построена на двустороннем информационном обмене, т.е. формате диалога. Кроме того, для передачи или интерпретации смыслового содержания в процессе межличностного общения наряду со словами обычно используются и другие символьные формы – интонация, жесты, выражения лица и т.д. Данному типу коммуникации может быть противопоставлено опосредованное взаимодействие, предполагающее обязательное использование вспомогательных средств, которые позволяют обмениваться сообщениями людям, «отдаленным» друг от друга в пространственно-временном отношении.

По сравнению с межличностным общением опосредованное взаимодействие оказывается способным «преодолеть» пространственно-временную локализацию и тем самым приобретает ряд принципиально иных характеристик. Так, например, участники подобного коммуникационного акта не могут быть уверены в адекватном восприятии некоторых смысловых выражений (например, «здесь», «сейчас» и т.п.), и по этой причине вынуждены использовать в ходе символьного обмена определенное количество дополнительной, конкретизирующей тот или иной контекст информации. Кроме того, опосредованное взаимодействие предполагает (по сравнению с непосредственным) и определенное изменение набора символьных форм, доступных участникам коммуникационного акта. Так, например, обмен письмами исключает возможность использования мимики и жестов, но в то же время допускает использование других, сугубо специфических символьных форм, присущих письму, – шрифтовых выделений, подчеркивания и др.

В контексте политических коммуникаций традиционная СМИ начинают играть роль массового посредника между властью и народом и несет функцию информирования (в том числе передачи административных распоряжений), связи между социальными группами, идеологизации, обучения, развлечения и обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами общества. Таким образом, отношения между политиками и гражданами в современном мире все в большей степени превращаются в опосредованное квазивзаимодействие.

Понятием опосредованного квазивзаимодействия можно обозначить особые виды социальных отношений, которые устанавливаются в результате использования средств массовой коммуникации – печати, радио, телевидения и т.д8. Хотя такая форма коммуникационного акта также предполагает расширение доступности информационно-смыслового содержания в пространственно-временном континууме, но она существенно отличается двумя важными особенностями: Во-первых, при опосредованном квазивзаимодействии символьные формы воспроизводятся для неопределенного круга потенциальных получателей. Во-вторых, опосредованное квазивзаимодействие, по существу, является монологом – в плане однонаправленности информационного потока. Таким образом, опосредованное квазивзаимодействие является формой социального взаимодействия, создающей особую ситуацию общения людей в процессе обмена символьными формами.

Благодаря возникновению новых форм опосредованного публичного доступа к информации, принципиально отличных от механизма информационного обмена в рамках межличностных контактов, коммуникация приобрела совершенно иное качество. Так, доступность сведений о каком-либо действии или событии перестала зависеть не только от количества людей, непосредственно наблюдавших за ним в момент его свершения, но и от фактического местонахождения «источника» и «потребителя» информации в пространственно-временном континууме. Однако современные масс-медиа едва ли можно назвать идеальными посредниками в коммуникации: они сильно автоматизировались и от власти, и от аудитории. Встречаются утверждения, что медийная трансляция, строго говоря, не передает, а производит, что в «в сфере массмедиа возникает аутопойетическая, самовоспроизводящаяся система, более не зависящая от передачи в процессе интеракции между присутствующими»9 и «возникает оперативная замкнутость, вследствие которой система воспроизводит собственные операции из себя самой10. Собственно новшество такого подхода заключается в том, что в рамках него приписываются перцептивные свойства машине информационного производства.

Особенности ответственности информационного посредника

Однако такой подход упускает антропокультурную многослойность медийности. Как бы институционально и технологически не обосабливалась коммуникация, она все равно оказывается в контексте с более «простыми», исторически ранними способами передачи, остающимися как исторические медийные системы за рамками масс-медейного праксиса.

Таким образом, усложнение структур и повышение динамизма в развитии современного общества актуализирует вопросы коммуникаций внутри общества. Преобразования в социально-политической сфере, происходящие под воздействием новых коммуникационных технологий, носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, они способствуют расширению «видимости», открытости осуществления власти, с другой – создают потенциальную возможность концентрации управления информационными потоками в руках достаточно узкого круга лиц, ставящих перед собой задачу направленного воздействия на массовое сознание или, если угодно, манипулирования им в политических целях. В последнем случае «видимость» власти может трансформироваться в «видимость демократии», представляющую собой «господство хорошо организованного, опирающегося на экономическую, а также информационную власть и социальные привилегии меньшинства над большинством, осуществляемое при формальном согласии большинства граждан»11.

1 См.: Информационное общество. 1999. Вып. 1.

2 См.: Bell D. The Сoming of Post-industrizl Society. A Venture in Social Forcasting. N.Y., Basic Books, Inc., 1973

3 См.: Анохин М.Г., Павлютенкова М.Ю. Информационно-коммуникативные технологии в политике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 1999. N 1. 40 с.

5 См.: Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во Московского университета, 1999. с 87

6 См. Информационный Центр Правительства Москвы http://www.mosinform.ru/full_new.shtml?myid=17979&id=18

7 См.: Thompson J.B. Ideology and Modern Culture: Critical Social Theory in the Era of Mass Communication. – Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1990. – viii, 362 p.

8См.: Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития, М.: Прометей, 2004. – 328 с.

9 См. Луман Н. Реальность массмедиа: Пер. с нем.,М, 2005, с. 30

11 См.: Бауман З. Глобализация: Последствия для человека и общества / Пер. с англ. М.Л.Коробочкиной. — М.: Весь мир, 2004. — 188 с.


Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Системе государственного управления

    Шпаргалка >> Государство и право

    … сообщества, т.е. самовоспроизводящейся совокупности людей ( …

    В современном демократически … информации (СМИ), другие институты политическойсистемы и … комиссией или с участием посредника. … элементов транспортных коммуникаций; обрушение производственных …

  2. Место и роль политического лидера в системе общественных отношений современной России

    Лекция >> Политология

    … коренная реформа политическойсистемы. Устанавливается устойчивый, самовоспроизводящийся институт политического лидерства: … или деформации содержания и методов политического руководства служат показателем некомпетентности лидеров. 5.5. Популизм в современной

  3. Объект изучения социологии и его особенности

    Реферат >> Социология

    … и самовоспроизводящуюся. В качестве социетальной системы общество … современной России различными политическими партиями: 1. Социал-демократический вариант, или … процесса коммуникации. Для электронных СМИ … к личности посредника (авторитет, нрав­ственность …

  4. Ответы к госам по специальности государственное и муниципальное управление

    Реферат >> Государство и право

    посредникисамовоспроизводящаясяили знаний. Государственные организации: в широком смысле – государство — политическаясовременные методы коммуникаций. Самым прогрессивным методом являются компьютерные сети. Локальная маркетинговая сеть —системакоммуникаций

  5. Государственное управление основы теории и организации

    Реферат >> Государство и право

    … бы посредником между … Новгород). В современнойполитической науке различают … системы управления организацией или обществом в самовоспроизводящуюся … деятельность с политическойкоммуникацией. Качественное … инструменты коммуникаций: СМИ, компьютерные …

Хочу больше похожих работ…

Информационный агент

Предыдущая12345678910111213Следующая

В деятельности любой компании необходимо существование инфор­мационного центра. Здесь локализуется вся информация о делах фирмы. Роль информации значительна во всех делах предприятия, начиная с раз­работки стратегии и кончая информацией о действиях различных субъек­тов предприятия. Информаторвыполняет следующие функции:

получает, отбирает и хранит информацию. Функция получения информации требует постоянного исполнения. Каждый отрезок ра- бвчего времени несет в себе информацию. Причем характер этой информации очень различен как по содержанию, так и по значению этого (задержания в профессиональной деятельности: Есть информа­ция, которая может быть полезна, а может и не иметь никакой цен­ности. Продюсер выступает в качестве информационного эксперта,оценивая информацию по основным критериям: достоверность, объ­ективность, профессиональная ценность и содержательность. Информатор также оценивает информацию, собранную для исследова­ний, т.е. проверяет, соответствует ли она требуемой или нет.

Полученная рафинированная информация нуждается в после­дующем хранении. Прежде всего это информация, касающаяся про­изводственной, дипломатической, организационной деятельности и ее результатов как на прошедший период, так и на текущий момент. Подобная информация требуется для организации производства, обеспечения производственной и дипломатической согласованности, разработки тактики и стратегии фирмы. Благодаря этой информации фирма и ее руководитель набирает опыт.

Также имеется информация о проведенных исследованиях: ин­формация о рынке, конкурентах, новейших идеях, решениях и т.д. На ее основе делаются прогнозы, данная информация также исполь­зуется при разработке стратегии.

Особое место занимают сведения о положении, дел, политике, стратегии самой фирмы.

Информация такого характера имеет важное значение в антикризисном управлении. Кроме того, она налагает на продюсера определенные обязанности сохранения профессиональ­ной тайны, коммерческих секретов фирмы;

распространяет информацию. Продюсер, обладая определен­ным объемом информации, должен наладить ее целевое распростра­нение. Распространение информации может иметь внутреннюю фор­му, когда продюсер распространяет информацию внутри фирмы или внутри отдельной структуры, например, среди учредителей, и наруж­ную, ‘которая обеспечивает согласованность в действиях субъектов данной фирмы и внешних структур.

Своевременная и точная информированность — залог согласован­ной работы, а, следовательно, успеха и состоятельности предприятия.

Важная сторона деятельности распространителя информации — представление проекта и компании. В задачи продюсера входит на­меренное распространение информации о компании, артистах с це­лью повышения уровня популярности (рекламный агент, пиар-специалист).Обычно это осуществляется в процессе взаимодействия с внешними структурами (партнерами, прессой, публикой). Следует подчеркнуть, что не следует смешивать эту роль с профессией PR-агента. Деятельность последнего — профессиональная организация связей с общественностью, этим занимается отдельный сектор.

Обработка информации в подробной роли не рассматривается, так как ее осуществление либо находится вне сферы деятельности менеджера и требует специальных знаний (например, решение на основе информации сложных инженерных задач), либо является за­дачей других ролей (например, сделать выводы по определенной ин­формации — задача исследователя).

 

Каковы основные составляющие компетенции продюсера?

Под компетенцией продюсера подразумевается целый комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач любой сложности в сфере музыкального и театрального бизнеса. Компетенция продюсера состоит из базовых составляющих, способных обеспечить наиболее эффективную профессиональную деятельность в шоу-бизнесе.

Ключевыми категориями здесь выступают «организация» и «управление».

Организатор — руководитель, организующий работу коллектива. Организационные отношения отражают и предопределяют место, функции, ответственность и права участников этих отношений.

Управление — процесс целенаправленного воздействия кого-либо на управляемую подсистему с целью обеспечения ее эффективного функционирования и развития.

Основу продюсерской деятельности составляют организация и управление процессами в сфере шоу-бизнеса. Следовательно, необходимо вывести критерии эффективной организации и управления, которые и составят компетенцию продюсера как необходимое условие эффективной реализации организационно-управленческого процесса.

Как известно из смежных областей нейропсихологии и психологии восприятия искусства, искусство оказывает на человека не только психофизическое воздействие, но и эмоциональное. Если предположить, что в мире шоу-бизнеса искусство является товаром, это будет правдой лишь отчасти, поскольку человек еще и получает определенное эмоциональное удовлетворение от искусства: прослушивания музыки и песен, просмотра театральной постановки. Еще древние говорили: «Хлеба и зрелищ». Сегодня не существует людей, которые в той или иной форме не были бы вовлечены в сферу искусства и музыкальной культуры.

Средства массовой информации — радио, телевидение, кинематограф, периодическая печать — распространяют на многомиллионную аудиторию зрителей определенного рода продукцию искусства и информацию о ней.

Шоу – это зрелище, но музыка, театр — не всегда зрелище, и это дает основание полагать, что в мире шоу-бизнеса не музыка и театр является непосредственным товаром, а человеческие эмоции и переживания, связанные с прослушиванием этой самой музыки или просмотром театральной постановки.

Но все же мы делаем акцент на бизнесе в искусстве. Какой бы объект ни попал в сферу бизнеса, он будет называться товаром. А если это товар, то, как и в любом бизнесе, надо учитывать все составляющие процесса продвижения товара на рынок потребительских услуг:

— маркетинг,

— рекламу,

— производство,

— дистрибьюцию,

— розничную продажу и т.д.

 

Можно вывести следующий перечень необходимых профессиональных качеств продюсера.

1.

Особенности ответственности информационного посредника

Интуитивное начало: развитое умение увидеть в любом человеке потенциал и использовать его в своих и его интересах.

2. Информационная компетенция: аналитические способности, способность доставать, получать, обрабатывать, структурировать и использовать информацию. Умение увязывать полученную информацию с контекстом ситуации.

3. Коммуникативная компетенция: умение налаживать, поддерживать, а также отсекать ненужные связи, контакты; умение поддерживать свою репутацию и имидж делового и порядочного человека и бизнесмена в обществе; владеть основами делового этикета, включая:

— искусство самопрезентации;

— умение создать деловой стиль во внешнем облике;

— умение подготовить и провести деловую встречу.

4. Организационно-управленческая компетенция: умение сплачивать, подбирать, формировать вокруг себя команду, грамотно и своевременно решать кадровые вопросы, умение найти и привлечь экспертов для реализации всех этапов музыкального или театрального проекта.

5. Социально-психологическая компетенция: владение аргументацией, методами убеждения, владение вариантами нейтрализации возражений и замечаний, анализом и подведением итогов деловой встречи.

6. Юридическая компетенция – владение основами законодательства в сфере авторских и смежных прав, способами защиты и охраны прав интеллектуальной собственности, владение основами регулирования договорных отношений. В нашем случае с:

— авторами — композиторами, поэтами;

— авторами — сценаристами и режиссерами;

— артистами;

— концертными и клубными промоутерами;

— аранжировщиками;

— звукозаписывающими компаниями;

— компаниями-дистрибьюторами и т.д.

7. Экономическая компетенция: умение организовать работу финансовой службы, владеть основами фандрейзинга, умение разработать бизнес-план, организовать бюджетное управление.

Типичные качества«успешного» продюсера:

— знание концепций и современных методов управления;

— умение расположить к себе людей;

— ориентация на профессиональный рост;

— способность и навыки решения проблем;

— четкие по форме и содержанию личные цели;

— изобретательность и способность к инновациям;

— умение убеждать людей, организовывать их и внушать доверие;

— зрелость и адекватность морально-нравственных, этических качеств требованиям общественного бытия;

— способность управлять и корректировать состояние своей психики;

— склонность к логически обоснованному риску;

— знание практически важных основ экономики, рынка, умение прогнозировать развитие экономической ситуации;

— знание правовых основ управленческой деятельности;

— знание основ психологии и социологии управления.

Этот перечень качеств, необходимых успешному продюсеру, может быть продолжен.

Таким образом, продюсер — это человек с определенным вкусом, с желаниями, амбициями и любовью к своему делу. Он должен понимать, на какую публику он собирается работать, и уметь ориентироваться в конъюнктуре современного рынка шоу-услуг. Под компетенцией продюсера подразумевается целый комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач любой сложности в сфере музыкального бизнеса. Компетенция продюсера состоит из базовых составляющих, способных обеспечить наиболее эффективную профессиональную деятельность в шоу-бизнесе.

 

Предыдущая12345678910111213Следующая

1. Лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, — информационный посредник — несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии вины с учетом особенностей, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате этой передачи, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) он не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;
2) он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;
3) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, является неправомерным.

3. Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:

1) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;
2) он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети «Интернет», на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.

Перечень необходимых и достаточных мер и порядок их осуществления могут быть установлены законом.

4. К информационному посреднику, который в соответствии с настоящей статьей не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав (пункт 1 статьи 1250, пункт 1 статьи 1251, пункт 1 статьи 1252 настоящего Кодекса), не связанные с применением мер гражданско-правовой ответственности, в том числе об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней.

5. Правила настоящей статьи применяются в отношении лиц, предоставляющих возможность доступа к материалу или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

Комментарий к статье 1253.1 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье определены особенности ответственности информационного посредника, понятием которого согласно п. 1 комментируемой статьи обозначаются лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет, лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети. Пункт 5 данной статьи распространяет правила статьи также на лиц, предоставляющих возможность доступа к материалу или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

Введение комментируемой статьи предусматривалось законопроектом, принятым в качестве Закона 2014 г. N 35-ФЗ, однако реализовано это предложение было не указанным Законом, а с опережением — Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»

———————————

Тем самым был реализован следующий подход, обозначенный в п. 2.5 разд.

Статья 1459. Особенности ответственности информационного посредника

VII Концепции развития гражданского законодательства РФ: одним из важнейших вопросов, без решения которого невозможно обеспечить эффективную защиту результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях, является определение условий привлечения к ответственности лиц, обеспечивающих доступ к информационно-телекоммуникационной сети, функционирование ресурсов в сети и размещение на них соответствующих объектов (провайдеров); в той мере, в какой это возможно осуществить в пределах юрисдикции России, целесообразно предусмотреть ответственность провайдера за размещение в сети без согласия правообладателя соответствующего результата интеллектуальной деятельности, но только при четком определении в законе условий применения такой ответственности; в этом случае правообладатель будет гарантированно иметь эффективный инструмент пресечения нарушений его прав, так как провайдер будет обязан оперативно реагировать на его претензии под угрозой привлечения к ответственности за нарушение исключительного права; в то же время провайдер будет в достаточной мере защищен против предъявления к нему необоснованных претензий, так как действия, которые он должен предпринять, будут ему заранее известны.

В развитие изложенного подхода в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве Закона 2014 г. N 35-ФЗ, отмечалось следующее:
положения комментируемой части в недостаточной мере приспособлены к решению вопросов, возникающих в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в электронно-цифровой форме и в информационно-телекоммуникационных сетях. Проблема, связанная с массовым нарушением интеллектуальных прав в сети Интернет, стоит перед всем мировым сообществом и должна решаться при помощи целого комплекса мер, в числе которых совершенствование положений гражданского законодательства является одним из необходимых составных элементов;
в комментируемой части предлагается закрепить ряд положений, которые могут послужить отправными точками для дальнейшего совершенствования правового регулирования в намеченных направлениях. Прежде всего вводится новая ст. 1253.1, предусматривающая общие принципы ответственности информационных посредников (интернет-провайдеров). Ее суть в том, что информационные посредники, осуществляющие передачу материалов в сети Интернет или предоставляющие третьим лицам возможность размещения материалов в сети Интернет, несут ответственность за нарушение интеллектуальных прав на общих основаниях, предусмотренных ГК РФ, при наличии вины. Однако они могут быть освобождены от ответственности за нарушения интеллектуальных прав, происшедшие в связи с осуществляемой ими деятельностью, при соблюдении условий, перечисленных в упомянутой статье. Меры, которые должен принять информационный посредник, получивший письменное заявление правообладателя о нарушении его интеллектуальных прав, должны быть предусмотрены законодательством об информации.

Соответственно обозначенным принципам в п. 1 комментируемой статьи установлено, что информационный посредник несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных ГК РФ, при наличии вины, но при этом в п. п. 2 и 3 данной статьи применительно к видам информационных посредников определены условия, при соблюдении которых информационный посредник не несет ответственность за такое нарушение:
в п. 2 статьи — условия, при одновременном соблюдении которых информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате этой передачи;
в п. 3 статьи — условия, при одновременном соблюдении которых информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию.

Вместе с тем п. 4 комментируемой статьи предусматривает возможность предъявления к информационному посреднику, который в соответствии с приведенными выше положениями не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, требований о защите интеллектуальных прав (при этом сделаны отсылки к положениям п. 1 ст. 1250, п. 1 ст. 1251, п. 1 ст. 1252 комментируемой главы, посвященным защите соответственно интеллектуальных прав, личных неимущественных прав и исключительных прав), не связанных с применением мер гражданско-правовой ответственности, в том числе об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней.

В этой связи представляется целесообразным упомянуть, что названным выше Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

———————————

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *