Программа мозговой штурм

Содержание==Треклист

117 tracks in playlist, average track length: 00:26:54
Playlist length: 52:28:10
001=3D-принтеры — 192 kbps (25:58)
002=Авторские психотренинги. Синельников — 192 kbps (25:58)
003=Альтернативная диагностика в медицине — 192 kbps (26:25)
004=Альтернативная медицина — 192 kbps (26:08)
005=Антибиотики — 192 kbps (25:56)
006=Антропоморфные роботы — 192 kbps (26:02)
007=Астрология с научной точки зрения — 192 kbps (25:58)
008=Атавизмы — 192 kbps (26:00)
009=Бактерии — 192 kbps (25:54)
010=Битва за инновации — 192 kbps (28:01)
011=Болезни, общие для человека и животных — 192 kbps (25:56)
012=Будущее без допинга — 192 kbps (26:02)
013=В поисках внеземной жизни — 192 kbps (26:04)
014=Вирусы с Анной Урманцевой — 192 kbps (26:23)
015=Вода живая и мертвая — 192 kbps (26:19)
016=Возможности человека — 192 kbps (26:04)
017=Воспитание или гены — 192 kbps (26:07)
018=Герой нашего времени — 192 kbps (26:02)
019=ГМО неопознанный объект — 192 kbps (26:03)
020=Грибы-паразиты — 192 kbps (26:07)
021=Демография. Русский крест — 192 kbps (28:02)
022=Демография. Смертность от внешних причин — 192 kbps (25:52)
023=ЕГЭ-метаморфозы (Полная версия — 1ч 24мин) — 192 kbps (84:01)
024=ЕГЭ-метаморфозы — 192 kbps (26:13)
025=Есть ли польза от ГМО — 192 kbps (26:09)
026=Запчасти для человека — 192 kbps (25:57)
027=Зачем нужна гуманитарная наука — 192 kbps (26:15)
028=Инновации в медицине — 192 kbps (26:15)
029=Интернет-мышление — 192 kbps (25:43)
030=Как вырастить гения — 192 kbps (26:05)
031=Как готовят космонавтов — 192 kbps (25:44)
032=Как лечить рак легкого — 192 kbps (26:02)
033=Как оценить эффективность ученых — 192 kbps (26:10)
034=Как создать высокотехнологическую компанию в России — 192 kbps (26:03)
035=Конфликтология — 192 kbps (26:07)
036=Косметика, как наука — 192 kbps (26:30)
037=Куда подевались научно-популярные фильмы — 192 kbps (25:53)
038=Лазеры — 192 kbps (25:43)
039=Луна или Марс — 192 kbps (26:03)
040=Мат, как бескультурный феномен — 192 kbps (26:17)
041=Микроскопы и телескопы — 192 kbps (26:00)
042=Нанотехнологии для жизни — 192 kbps (25:48)
043=Научная пропаганда — 192 kbps (26:13)
044=Научные достижения судмедэкспертизы — 192 kbps (26:05)
045=Научный прогноз рисков и катастроф — 192 kbps (26:18)
046=Неизведанное на Земле — 192 kbps (25:56)
047=НЛП с научной точки зрения — 192 kbps (26:01)
048=Новые методы лечения рака — 192 kbps (26:46)
049=Новые методы лечения СПИДа — 192 kbps (26:20)
050=Новые технологии в криминалистике — 192 kbps (26:37)
051=Новый облик российской науки — 192 kbps (26:21)
052=Новый транспорт — 192 kbps (26:54)
053=О чем знают младенцы — 192 kbps (26:08)
054=Обряды с научной точки зрения — часть 1 — 192 kbps (12:18)
055=Обряды с научной точки зрения — часть 2 — 192 kbps (13:38)
056=Оружие 21 века с Анной Урманцевой — 192 kbps (25:57)
057=Открытия астрономии и астрофизики — 192 kbps (26:15)
058=Открытый бюджет — 192 kbps (25:45)
059=Отчего растут цены — 192 kbps (26:02)
060=Память — 192 kbps (26:00)
061=Первозвери — 192 kbps (25:45)
062=Подделки. Технологии фальсификаций — 192 kbps (25:44)
063=Полный протез тела — 192 kbps (26:00)
064=Приватизация космоса — 192 kbps (25:54)
065=Прививки, вакцины — польза или вред — 192 kbps (28:03)
066=Природа гипноза — 192 kbps (26:00)
067=Природа зависимости — 192 kbps (26:11)
068=Природные средства от рака — 192 kbps (26:04)
069=Прогнозы — пределы предсказуемого — 192 kbps (26:09)
070=Психология зла — 192 kbps (26:05)
071=Психология подросткового суицида — 192 kbps (26:06)
072=Психология социальных сетей — 192 kbps (26:06)
073=Психология толпы — 192 kbps (26:49)
074=Радиоактивные отходы — 192 kbps (26:04)
075=Рециклинг отходов — 192 kbps (25:43)
076=РОБОТЫ — 192 kbps (26:15)
077=Роды 21 века — 192 kbps (26:32)
078=Российский космос сегодня — 192 kbps (26:07)
079=Сила мысли — 192 kbps (26:09)
080=Сколково в деталях — 192 kbps (26:20)
081=Создание отечественной платёжной системы — 192 kbps (26:32)
082=Социология ценностей — 192 kbps (26:01)
083=Стартапы в России — 192 kbps (26:06)
084=Стратегии инноваций — 192 kbps (25:39)
085=Страхи. Философия триллера — 192 kbps (26:18)
086=Суперкомпьютеры — 192 kbps (26:03)
087=Существует ли антимир — 192 kbps (26:32)
088=Тайны глубоководных миров — 192 kbps (26:37)
089=Тень Фукусимы. Анна Урманцева — 192 kbps (26:25)
090=Тень Фукусимы. Полная версия программы(1ч 21мин) — 192 kbps (81:05)
091=Теория Большого Взрыва — 192 kbps (26:24)
092=Технологии безопасности — 192 kbps (26:05)
093=Технологии защиты информации — 192 kbps (26:02)
094=Технологии омоложения — 192 kbps (26:00)
095=Трансовые состояния — 192 kbps (25:55)
096=Увидеть, что внутри — 192 kbps (26:08)
097=Феромоны — 192 kbps (25:56)
098=Форсайт-проект Детство-2030 — 192 kbps (25:59)
099=Футурология. Риски нашего тысячелетия — 192 kbps (28:31)
100=Чего стоят диссертации — 192 kbps (26:19)
101=Человек и его предки — 192 kbps (26:00)
102=Человек-амфибия — 192 kbps (26:11)
103=Чем опасен спайс — 192 kbps (26:07)
104=Что было до Большого Взрыва — 192 kbps (26:14)
105=Что может умная педагогика — 192 kbps (26:02)
106=Что можно прочесть по руке — 192 kbps (26:18)
107=Что мы знаем о геноме — 192 kbps (25:40)
108=Что такое запах — 192 kbps (26:09)
109=Что такое музыка Часть 1 — 192 kbps (26:00)
110=Что такое музыка Часть 2 — 192 kbps (25:55)
111=Что такое психотерапия — 192 kbps (26:09)
112=Что такое счастье — 192 kbps (25:59)
113=Эволюция человека — 192 kbps (26:03)
114=Экзопланеты и внеземные цивилизации — 192 kbps (25:52)
115=Экологические технологии с Анной Урманцевой — 192 kbps (26:08)
116=ЭЛИКСИР МОЛОДОСТИ. ВЛАДИМИР СКУЛАЧЕВ — 192 kbps (24:36)
117=Эффект плацебо — 192 kbps (26:11)

Мозговой штурм. Проведение, технология, провести, метод, сценарий, методика, применение, правила, организация. Приемы, этапы

Проведение мозгового штурма. Приемы. Эффективность. Практические рекомендации. Мозговой штурм он-лайн (10+)

Мозговой штурм — метод преодоления тупиковых ситуаций

‘);

Оглавление :: Поиск

Метод мозгового штурма основан на том, что человек нередко мыслит ассоциативно. В процессе мозгового штурма участники высказывают свои ассоциации и идеи. Высказанные идеи вызывают ассоциации у других участников. Те, в свою очередь, высказывают идеи. Такой процесс может привести к возникновению действительно ценных идей и предложений. Мне приходилось участвовать и проводить несколько мозговых штурмов. Эффективность этого процесса бывает разной. Иногда получается решить сложную задачу, иногда время оказывается потраченным впустую. В любом случае, если задача важная, а процесс ее решения зашел в тупик, то попробовать мозговой штурм имеет смысл — мы ничего не теряем, кроме некоторого количества рабочего времени.

Мозговой штурм является одним из типов совещания. Прочтите статью о том, как планировать и проводить совещания.

Этапы мозгового штурма

Любой мозговой штурм состоит из нескольких этапов. Все они обязательны для получения нужного результата. Если пренебречь хотя бы одним из них, скорее всего, мозговой штурм превратится в потерю времени.

Подготовка. Четкое формулирование цели. Доведение цели в понятной всем форме до всех участников. Это может делаться как в начале штурма, так и за некоторое время, чтобы участники могли обдумать вопрос.

Генерация идей. Участники высказывают свои идеи. Все идеи фиксируются в протоколе. Кроме того, полезно вести аудиозапись этого этапа. На этом этапе важно обеспечить:

  • Вовлеченность всех участников, чтобы каждый высказал предложения.
  • Порядок. Чтобы все предложения высказывались по-очереди, внятно, в понятной форме, пригодной для занесения в протокол.

Если мозговой штурм проводится в очном виде, то длительность этапа генерации идей нужно определить 1 — 2 часа, это оптимально для того, чтобы участники втянулись, но еще не начали зацикливаться. При виртуальном мозговом штурме генерация идей может проходить несколько дней или недель. Бывают постоянно действующие он-лайн мозговые штурмы, где идеи принимаются и обрабатываются непрерывно.

В одном нашем ракетно-космическом НИИ был заведен специальный журнал, разделенный по темам. Все сотрудники записывали туда свои мысли и идеи. Этот журнал регулярно просматривался на предмет ценных предложений. Механизм показал свою эффективность. Вот такой допотопный непрерывно действующий он-лайн мозговой штурм.

Обработка. Ведущий мозгового штурма составляет список высказанных идей в удобочитаемом виде.

Сужение.

Выбор наиболее интересных идей.

Обсуждение выбранных идей.

Два подхода к сужению

Штурм может происходить по нескольким сценариям.

Первый вариант. Коллективное сужение. В этом варианте выбор наиболее интересных идей осуществляется голосованием всех участников. Применяется обычно, если все участники являются экспертами в обсуждаемой области. В обсуждении выбранных идей также участвуют все.Второй вариант. Сужение проводится экспертами. Этот вариант применяется, когда экспертная группа зашла в тупик. В мозговом штурме могут участвовать самые разные сотрудники, даже не имеющие необходимых специальных знаний. Их идеи и ассоциации, хотя и не могут дать решение, но могут натолкнуть на нужные мысли экспертов. Мозговой штурм призван набросать идеи для экспертной группы, куда двигаться дальше. Что делать с полученными идеями, решают уже эксперты. Их задача — найти в полученной информации пути выхода из тупика. Обсуждение выбранных идей происходит внутри экспертной группы.

Основное правило

На этапе генерации идей предложения не обсуждаются. Можно высказывать любые предложения, которые приходят в голову, в том числе вызванные ассоциациями на предыдущие предложения или дополнения к предыдущим предложениям. Но нельзя критиковать и обсуждать высказанные предложения.

Обратите внимание! У мозгового штурма (в том числе виртуального) обязательно должен быть ведущий или ведущие, те, кто его организовывает, оповещает участников, проводит, собирает идеи, ведет протокол. Как и любое дело, мозговой штурм удается, если есть лицо, персонально ответственное за его проведение.

Не злоупотребляйте мозговыми штурмами. Они полезны изредка, в сложных ситуациях, в условиях, когда по их итогам предпринимаются конкретные шаги, достигаются поставленные цели. Если проводить штурмы постоянно и никак не использовать их результаты, они превратятся в поглотителей рабочего времени.

Проведение мозгового штурма онлайн

Проведение мозгового штурма он-лайн. Многие специалисты по мозговым штурмам утверждают, что процесс эффективен только при личном контакте участников. На своем опыте могу утверждать, что нередко виртуальные мозговые штурмы (типа форума, где формулируется вопрос, и участники вносят свои и идеи и реплики) оказываются даже более эффективными, чем реальные. Причин тому несколько. Во-первых, у участников есть некоторое время на обдумывание своих предложений. Некоторые люди намного лучше думают, сидя за компьютером, чем в компании коллег. Во-вторых, все идеи и предложения по определению остаются запротоколированными. В-третьих, участники не мешают друг другу, не перебивают, не отвлекают, и в то же время идея каждого сразу становится достоянием всех. В-четвертых, виртуальный мозговой штурм обычно требует для своей организации намного меньше ресурсов. В-пятых, результаты виртуального мозгового штурма намного легче обрабатывать.

Но все сказанное об эффективности виртуальных мозговых штурмов верно, если в виртуале соблюдаются правила штурма, в частности, не ведется обсуждение предложений.

(читать дальше…) :: (в начало статьи)

Оглавление :: Поиск

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи. [1] сообщений.

Как средство для проведения виртуальных мозговых штурмов рекомендую виртуальный офис sococo. www.sococo.ru . Там легко собирать людей для его проведения и наблюдать за ними. Есть личный и групповой чат для высказывания идей, не мешая выступающему. И ещё есть несколько экранов для демонстрации изображений и документов по теме. Читать ответ…

Еще статьи

Мой хитрый метод контроля и мотивации….
Регулярный личный контакт, разбор проблем, благодарность за успехи — мой подход …

Самоконтроль. Как развить, укрепить и совершенствовать?

Тринадцать бесплатных приложений для мозгового штурма

Советы….
Практикуем самоконтроль, используя советы из книги ‘Сила воли. Как развить и укр…

Как выглядеть на работе? Что носить, одевать, надеть в офис? Одежда дл…
Одежда для карьеры. Как правильно выглядеть, чтобы Вас уважали и любили в офисе …

Как себя вести на работе, в офисе? Этикет. Правила. Правильное поведен…
Как правильно себя вести на работе, чтобы Вас любили, уважали и продвигали по сл…

Объяснительная записка об опоздании на работу…
Пример объяснительной записки, которую я в свое время написал моему руководителю…

Открыть, начать свое, собственное, дело, малый бизнес, предприятие, ст…
Как начать свое дело без больших вложений, надежно, без риска? Советы и рекоменд…

Акт приема-передачи выполненных работ, оказанных услуг. Пример. Шаблон…
Пример акта приемки работ (услуг)…

Ключевые показатели эффективности, kpi, личные качества руководитель, …
Перечень показателей эффективности и личных качеств для руководства, бухгалтерии…

 

Автор статьи: Черноусов Владимир

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века Основная идея такова: отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика.

Нам часто приходится сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил их решение, вычитывать массу литературы, спрашивать совета у друзей и все безуспешно, решение так и не найдено.

 

Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. К примеру, поиск нового названия продукта или компании, поиск нестандартных подходов, — одним словом, когда есть задача, и нет представления, как к ней подступиться, с чего начать.

Примеры тем для мозгового штурма:

Как заработать 1000 евро?

Как назвать собаку?

Почему дела не клеятся?             

Что делать с ….?

Где провести выходные?

Какой бизнес открыть?

  • Перед тем как начать выбор нужной идеи необходимо удалить повторяющиеся, не относящиеся к теме или проблеме.
  • Расставляем приоритеты (в соответствии с теми критериями, которые для нас наиболее значимы при решении данной задачи). Критерии могут быть такие: скорость, время деньги и т д.
  • Наиболее предпочитаемые идеи прорабатываем (что и как делать, кто за что отвечает, сроки, ресурсы, этапы и т д.)

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения:

Сложности

Варианты решения

Споры по расстановки приоритетов и отсеивания нереалистичных идей.

Сделать перерыв на 5-7 минут перед началом выбора идеи.

Мозговой штурм (телепередача)

Модератор предлагает критерии оценки идеи (бюджет, сроки исполнения, и.т.п.). Расставляет приоритетность  критериев и в соответствии с ними отбирает идеи.

На этапе проработки деталей – идея становиться нереалистичной.

Проработать слабые места или взять следующую идею.

Возникает дилемма две идеи, не знаем, какую выбрать.

Использовать метод ментальных карт при решении дилемм.

Сгенерировать 3-ю идею, которая будет иметь сильные стороны первых двух идей.

 

 

 

Вывод:Метод мозгового штурма является эффективным способом решения множества задач, однако в условиях ограниченности времени и пространства, проводить мозговой штурм бывает нецелесообразно. Как вариант – индивидуальное применение метода мозгового штурма при помощи ментальных карт, данная технология позволяет экономить время, как своё, так и других людей, она более доступна и практична.

Мозговой штурм на основе изображений

Некоторые модификации мозговой атаки

Метод 6 шляп

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.

В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами.

Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:

  1. Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
  2. Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
  3. Путаницей.

    Творчество на ходу: приложения для мозгового штурма

    Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

 

 

Шесть думающих шляп

  1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
  2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).
  3. Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
  4. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.
  5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.
  6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

Мозговой штурм на основе изображений

Ассоциирование решений с разными изображениями — полезный инструмент для развития и поиска новых идей. Для доработки идей или предложенных ранее решений эффективно выстраивать ассоциации с другими элементами, такими как изображения или визуальные данные. Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.

Цель

Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.

Правила

Приготовьте много разных иллюстраций. Соберитесь за одним столом и показывайте каждое изображение по минуте. В течение этой минуты все члены команды пишут свои ассоциации с изображением на стикерах. Старайтесь найти как можно больше нелепых ассоциаций.

Если команда зашла в тупик, смените изображение. Продолжайте процесс до тех пор, пока не наберётся достаточно много ассоциаций.

Можно и нужно

  • Мыслить масштабно.
  • Писать первое, что приходит в голову.
  • Думать от обратного.
  • Использовать много случайных изображений, желательно, не имеющих отношения к идее, проблеме или фокусным вопросам.

Нельзя

  • Подолгу задерживаться на одном изображении. Если вы зашли в тупик, просто смените иллюстрацию.

Метод 635

Метод «635» — одна из разновидностей мозговой атаки. Цифры б, 3, 5 обозначают шесть участников, каждый из которых должен записать три идеи в течение пяти ми­нут. Лист ходит по кругу. Таким образом, за полчаса каждый запишет в свой актив 18 идей, а все вместе — 108. Структура идей четко определена. Возможны модификации метода. Этот метод широко используется в зарубежных странах (особенно в Японии) для отбора из множества идей наиболее оригинальных и прогрессивных по решению определенных проблем.



Дата добавления: 2016-11-20; просмотров: 77 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Интеллект Клуб

24.04.2004

Методы поиска новых идей и решений.

Программа для мозгового штурма и графического оформления мыслей

Мозговой штурм

Канд. техн. наук А.М. Кузьмин
Опубликовано: "Методы менеджмента качества", №1, 2003.

Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.

Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming). Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века.

Цель метода

Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.

Суть метода

  • Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.
  • Групповой процесс выдвижения идей.
  • Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.
  • Идеи – это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.
  • Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.

План действий

  • Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).
  • Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
  • Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
  • Строго выполнять правила мозгового штурма.
  • После окончания заседания "генераторов" идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.

Правила проведения мозгового штурма

  • Количество идей предпочтительнее качества.
  • Критика идей на этапе генерации запрещена.
  • В группе генерации идей не должно быть начальства.
  • Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
  • Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
  • Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
  • Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.
  • Идеи излагайте кратко.
  • Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
  • При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.

Этапы мозгового штурма

  1. Подготовка
    • Назначение ведущего.
    • Подбор участников для рабочих групп.
    • Подбор фактического материала.
    • Обучение и инструктаж участников.
    • Обеспечение деятельности участников.
  2. Выдвижение идей
    • Уточнение задачи.
    • Генерация идей.
    • Проработка и развитие наиболее ценных идей.
    • Запись предложений.
    • Редактирование списка идей.
  3. Оценка и отбор идей
    • Уяснение проблемы.
    • Определение критериев оценки.
    • Классификация и оценка идей.
    • Развитие идей на основе анализа.

Достоинства

  • Легкость освоения и простота в обращении.
  • Незначительные затраты времени на проведение.
  • Универсальность метода.
  • Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.

Недостатки

  • Решение относительно простых задач.
  • Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
  • Нет гарантии нахождения сильных идей.

Источники информации:

  1. Дж. К. Джонс. Методы проектирования — М.: Мир, 1986.
  2. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учеб. пособие для студентов втузов. — М.: Машиностроение, 1988.

* * *

До встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *