Продукт проекта

Результат и продукт проекта

123Следующая ⇒

1.1.

Управление проектом

 

Ключевым понятием управления проектами является проект. Существует много определений этого понятия.

 

Проект — усилие, направленное на создание уникальных продуктов, услуг или получение результатов с надлежащим качеством, в рамках ограничений по срокам и бюджету.

 

В различных статьях, учебных пособиях и научных трудах специалистов много внимания уделяется понятию «проект», приводится множество вариантов определений, например:

 

Проект — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определенного, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

 

Термин проект происходит от латинского слова projectus, что в переводе означает «брошенный вперед», «выступающий», «выдающийся вперед», «торчащий».

 

По определению Института Управления Проектами (PMI), США: «Проект — это временное предприятие, осуществляемое с целью создания уникального продукта или услуги».

 

Великобритания, Английская Ассоциация менеджеров проектов: «проект — это отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов».

 

По определению DIN 69901, Германия: «Проект — это предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например:

задание цели;

временные, финансовые, людские и другие ограничения;

разграничения от других намерений;

специфическая для проекта организация его осуществления».

 

«Оперативное руководство» № 2.20, Мировой Банк, дает такое определение: «Понятие «проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с четко определенными целями».

 

Проект — это средство стратегического развития. Цель — описание того, что мы хотим достичь. Стратегия — констатация того, каким образом мы собираемся эти цели достигать. Проекты преобразуют стратегии в действия, а цели в реальность.

 

Таким образом, каждая работа, которую выполняет конкретный сотрудник, привязывается к достижению стратегических целей организации (рис. 1.1).

 

Причина такого внимания к понятию «проект» в том, что методы и инструменты управления проектами эффективно применять именно к проекту. Однако далеко не вся работа, ведущаяся в организации, является проектами. Поэтому компании, внедряющие управление проектами, часто испытывают затруднения с разделением проектов и операционной деятельности.

 

К примеру, является ли курс обучения сотрудников проектом? Любой курс имеет ограниченные сроки проведения, бюджет, требования к качеству. Для курса могут быть определены цели. Таким образом, курс обучения можно рассматривать как проект. Но если компания проводит десятки курсов в год и деятельность по организации обучения является рутинной, повторяющейся, не несет никакой уникальности в плане управления, — является ли курс проектом? Необходимо ли применять методы управления проектом для каждого курса, например, назначать руководителя проекта и создавать график проекта? Аналогичная ситуация может возникать на заводе, производящем машины. Каждая машина может рассматриваться как небольшой проект.

 

В приведенных примерах, скорее всего, курс обучения и производство машины проектами не являются. Фактически, в предложенном контексте массового производства машин и проведения курсов, компания реализует серийное производство типовых продуктов и услуг без явного ограничения этой деятельности по срокам.

 

У каждого проекта есть четко определенные начало и окончание. Проект заканчивается вместе с достижением всех его целей или наоборот, когда становится ясно, что эти цели не могут быть достигнуты. Временность не означает краткосрочность проекта — многие проекты могут продолжаться несколько лет. В любом случае, проект конечен и не может состоять из постоянно продолжающихся действий.

 

Очень многие предприятия временны в том смысле, что в какой-то момент работа на них остановится. Например, понятно, что конвейер по производству определенной модели автомобилей когда-то остановится, так как машина будет снята с производства. Однако такой род временности не делает конвейер проектом, поскольку работа по сборке машин является типичной рутинной операционной деятельностью. Фундаментальное отличие проекта заключается в том, что проект заканчивается, когда поставленные цели достигнуты, тогда как при непроектной деятельности перед исполнителями ставятся новые цели и работа продолжается.

 

Временная природа проектов сказывается и на других аспектах проектной деятельности. Например, проекты обычно имеют четко очерченные временные рамки для создания продукта или услуги, поскольку благоприятная для них ситуация на рынке складывается на ограниченное время. Кроме того, проектная команда, как правило, по его окончании распадается, а ее члены переходят в другие проекты.

 

При проведении анализа необходимости применения проектных методов управления необходимо помимо формальных критериев руководствоваться здравым смыслом. Даже небольшая задача может управляться как проект, если например, она является стратегически важной для компании.

 

Управление проектом — это применение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований к проекту (PMI).

 

Управление проектом реализуется посредством интеграции групп процессов управления проектами:

инициация;

 

планирование;

исполнение;

мониторинг и управление;

завершение.

Процессы управления проектом являются итеративными, производится постоянное совершенствование процессов в жизненном цикле проекта.

 

Проект состоит из процессов. Процесс — это совокупность действий, приносящая результат. Процессы проекта обычно выполняются людьми и распадаются на две основные группы:

процессы управления проектами — касающиеся организации и описания работ проекта (которые будут подробно описаны далее);

процессы, ориентированные на продукт — касающиеся спецификации и производства продукта. Эти процессы определяются жизненным циклом проекта и зависят от области приложения.

 

В проектах процессы управления проектами и процессы, ориентированные на продукт, накладываются и взаимодействуют. Например, цели проекта не могут быть определены при отсутствии понимания того, как создать продукт.

 

 

Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различные функции управления:

Процессы инициации — принятие решения о начале выполнения проекта;

Процессы планирования — определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения;

Процессы исполнения — координация людей и других ресурсов для выполнения плана;

Процессы анализа — определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий;

Процессы управления — определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение;

Процессы завершения — формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.

 

1.1.1.

Результат и продукт проекта

 

Результат проекта — любой уникальный и проверяемый продукт, результат или услуга, которые необходимо произвести для завершения процесса, фазы или проекта. Часто используется в более узком значении для обозначения внешнего результата проекта, т.е. результата, требующего утверждения спонсором или заказчиком. Результатами проекта также могут являться документы проекта, например, Устав проекта.

 

Продукт проекта — производимое изделие или услуга, которые можно измерить и которое может быть как конечным звеном производственной цепи, так и элементом (продукт проекта — более узкое понятие, чем результат).

 

1.2.


123Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2642 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Что такое «продукт» проектной деятельности?

12Следующая ⇒

Как создать школьный проект. Рекомендации для учащихся.

Что такое проект и зачем он нужен?

Персональный проект – это твой проект, который ты делаешь сам. В котором ты можешь проявить все свои знания и умения, применить их к достижению избранной тобой цели.

Проект – реалистичный замысел, план о желаемом будущем («проект» в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед, в будущее).

Проект также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т.д.) для создания какого-либо продукта.

Таким образом, проект содержит в себе объяснение и конкретный способ осуществления цели, которую вы перед собой поставили.

Проект – это способ проявить себя: показать свои знания и умения, свои мечты и желания, способ показать себе и другим то, что ты хочешь изменить в окружающем тебя мире, способ правильно организовать свою работу.

Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта.

Чему можно научиться, работая над проектом:

  • Видеть проблемы в окружающей жизни;
  • Отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  • Генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия;
  • Запрашивать и находить недостающую информацию;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Взаимодействовать с любым партнёром;
  • Проектировать процесс и изделие (продукт);
  • Планировать деятельность, время, ресурсы;
  • Принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • Вести дискуссию;
  • Отстаивать свою точку зрения;
  • Находить компромисс;
  • Уверенно держать себя во время выступления;
  • Использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • Отвечать за незапланированные вопросы;
  • Анализировать и оценивать собственную деятельность

 

Типы проектов:

1.

Разработка проекта vs разработка продукта — в чем разница

Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом)такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;

2. Творческий проект, в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль);

3. Практический (практико-ориентированный) проект, в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);

4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие Результат – представление исследовательской работы (презентация, отчет, доклад. реферат и т.п.)

5. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе, и пр.).

По продолжительности выполнения проекты бывают:

1, Минипроект- в течение урока

2. Краткосрочный – 1-5 уроков

3.. Среднесрочный – 1-2 месяца

4. Долгосрочный – до 1 года

Как планировать работу над проектом?

Проект – это «пять П»:

  • Проблема
  • Планирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и другое.

Что такое «продукт» проектной деятельности?

Результатом работы над проектом является продукт.Каким будет продукт нужно определить в начале вашей работы. Продукт, в конечном счёте, это то ради чего задуман проект, это главный результат работы. Продукт может быть разнообразным – от учебного пособия для кабинета до государственного закона. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему.

Примеры продуктов проектной работы по географии:


12Следующая ⇒


Дата добавления: 2017-03-11; просмотров: 3741 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:


Как создать школьный проект. Рекомендации для учащихся.

Что такое проект и зачем он нужен?

Персональный проект – это твой проект, который ты делаешь сам. В котором ты можешь проявить все свои знания и умения, применить их к достижению избранной тобой цели.

Проект – реалистичный замысел, план о желаемом будущем («проект» в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед, в будущее).

Проект также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т.д.) для создания какого-либо продукта.

Таким образом, проект содержит в себе объяснение и конкретный способ осуществления цели, которую вы перед собой поставили.

Проект – это способ проявить себя: показать свои знания и умения, свои мечты и желания, способ показать себе и другим то, что ты хочешь изменить в окружающем тебя мире, способ правильно организовать свою работу.

Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта.

Чему можно научиться, работая над проектом:

  • Видеть проблемы в окружающей жизни;
  • Отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  • Генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия;
  • Запрашивать и находить недостающую информацию;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Взаимодействовать с любым партнёром;
  • Проектировать процесс и изделие (продукт);
  • Планировать деятельность, время, ресурсы;
  • Принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • Вести дискуссию;
  • Отстаивать свою точку зрения;
  • Находить компромисс;
  • Уверенно держать себя во время выступления;
  • Использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • Отвечать за незапланированные вопросы;
  • Анализировать и оценивать собственную деятельность

Типы проектов:

1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом)такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;

2. Творческий проект , в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль );

3. Практический (практико-ориентированный) проект , в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);

4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие Результат – представление исследовательской работы (презентация, отчет, доклад. реферат и т.п.)

5. Социальный проектизменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе, и пр.).

По продолжительности выполнения проекты бывают:

1, Минипроект- в течение урока

2. Краткосрочный – 1-5 уроков

3.. Среднесрочный – 1-2 месяца

4. Долгосрочный – до 1 года

Как планировать работу над проектом?

Проект – это «пять П»:

  • Проблема
  • Планирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и другое.

Что такое «продукт» проектной деятельности?

Результатом работы над проектом является продукт. Каким будет продукт нужно определить в начале вашей работы.

продукт проекта

Продукт, в конечном счёте, это то ради чего задуман проект, это главный результат работы. Продукт может быть разнообразным – от учебного пособия для кабинета до государственного закона. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему.

Примеры продуктов проектной работы по географии:

4.1. Результаты и продукты исследовательской и проектной деятельности

4.2. Проблематика этапов освоения норм проектной деятельности


Учебная ситуация 1. Результаты и продукты исследовательской и проектной деятельности

Задание 1. Прочитайте текст

В предыдущих темах мы уже фиксировали разницу между результатами исследовательской и проектной деятельности. Давайте коротко еще раз обратим внимание на эти различения.

Результатом исследовательской деятельности является новое знание теоретического или прикладного характера. Обратите внимание на то, что даже прикладное знание напрямую не может быть использовано в практике; для этого требуется его преобразование в технологию или, хотя бы, в инструкцию.

В целом же исследовательская деятельность направлена на выявление новых фактов, установление закономерностей, анализ свойств, обнаружение констант, доказательство эффективности и др.. Вот это все и является новым знанием.

Результаты проектной деятельности, продукты проектной деятельности совсем иные.

Однако важно отметить, что продукт проектного характера создается на основе тех или иных знаний. В этом – принципиальное значение научных исследований для развития, например, высоких технологий и создания высокотехнологических продуктов.

В этом плане примеров можно привести предостаточно.

Биология – это наука, а биотехнологии (сами технологии и продукты этих технологий) – это результаты проектной деятельности.

Органическая химия – это наука, а технология крекинга и соответствующие инженерные установки – это результат проектной деятельности.

И т.д.

В самом общем виде продукт проектной деятельности – это реальные объекты с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами.

Продукт проекта

Данный объект создается для конкретного использования.

Подчеркнем, продукт проектной деятельности обладает определенными качествами – функциональными, потребительскими. «Новое знание» такими качествами не обладает.

«Проектный продукт» обладает еще одним качеством – он оказывает воздействие на социальную ситуацию, меняет ее.

«Новое знание» как результат исследовательской деятельности, таким качеством не обладает.

В связи с этим стоит отметить следующее:

  • научное (и учебное) исследование – проектом не является (результатом этой деятельности является получение нового знания);
  • книга (монография) научных исследований проектом не является (книга в данном случае – это лишь способ упаковки, хранения и предъявления нового знания);
  • подготовленная презентация в стандартной программе по той или иной изучаемой теме, по сути, проектом не является; это лишь особый способ упаковки и предъявления научного знания;
  • придуманные школьниками задачи по математике, физике, генетике и т.д., проектами не являются, если только это не педагогический проект, в котором задачи придумываются специально для решения определенных, специально сформулированных образовательных задач.

Продуктами проектного характера, созданными на основе знаний естественно-научного характера являются технологии, инженерные установки, конструкции, машины.

Примечание: в школе сложилась успешная практика реализации социальных проектов и проектов в области художественного творчества

Проектов на материале естественнонаучных дисциплин (физика, химия, география, биология) значительно меньше. Это связано во многом с тем, что данные дисциплины в большей степени «вырастали» из фундаментальной науки, а не из технологий. Технологизировать полученные знания из биологии, физики, химии, географии – это и значит – выйти в формат проектирования.

Учебная ситуация 2. Проблематика этапов освоения норм проектной деятельности

Задание 1. Прочитайте текст

Разработка и реализация проекта имеет свою логику и свои этапы. «Базовый» перечень этапов проектной деятельности выглядит следующим образом.

  1. Оформление образа желаемого будущего;
  2. Анализ ситуации, реальной практики, функционирующей системы, требующей изменения;
  3. Целеполагание, уточнение представлений об итоговом продукте;
  4. Формулировка задач, которые следует решить;
  5. Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
  6. Планирование, определение последовательности и сроков работ;
  7. Проведение работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта;
  8. Представление результатов в соответствующем использованию виде.

Зададим себе вопрос: могут ли учащиеся 5-6 классов самостоятельно реализовать проект в соответствии со всеми данными этапами?

Ответ – скорее «нет», чем «да».

А учащиеся 7-8 классов?

Или 9-10 классов?

Ответ на вопрос, как сделать так, чтобы учащиеся в итоге могли самостоятельно реализовывать те или иные учебные проекты на уроке или в рамках внеурочной деятельности, и которые будут соответствовать всем нормам проектной деятельности, имеет, как минимум, два варианта решения.

Первый вариант ответа понятен и даже привычен.

Назовем этот подход «Рост».

В рамках этого подхода в работе доминирует взрослый (учитель). А школьников привлекает к работе как технических исполнителей.

На что при этом рассчитывает взрослый?

Например, на то, что в итоге школьники заинтересуются и постепенно сами начнут все более и более полно включаться в проектную деятельность.

Можно долго обсуждать «плюсы» и «минусы» такой точки зрения, а можно сказать коротко: если это и срабатывает, то для минимального количества школьников.

Второй подход мы назовем «Пошаговое развитие».

В качестве образа такого подхода будем использовать ступени лестницы.

В рамках этого подхода нам необходимо разработать такие «поэтапные» учебные ситуации, которые будут ступенями образовательного движения к развернутому проекту. При проектировании каждой ступени (5-6 класс; 7-8 класс; 9-11 класс) – необходимо исходить из следующего положения. Каждая ступень – это особые типы учебных проектов, которые позволяют и осваивать нормы «взрослого» проекта, и гарантированно обеспечивают высокую степень самостоятельности и инициативы у учащихся.

Как должны быть выстроены такие ситуации?

Таблично этот вопрос может выглядеть следующим образом.

Ступени Особенности организации учебных проектов
5-6 класс ??? (для всего класса)
7-8 класс ??? (для всего класса)
9-11 класс ??? (для всего класса)
Вуз Сложные, развернутые формы проектной деятельности (в том числе – техно-проектной деятельности)

Задание 2.

Опираясь на свой педагогический опыт, напишите, как, на ваш взгляд, может быть организована работа по поэтапному освоению норм проектной деятельности на материале естественно-научной дисциплины, которую вы преподаете.

Примечание: при обсуждении этапов работы не забывайте про различие между учебно-исследовательской и проектной деятельностью.

Объем текста может быть и небольшим – 3 абзаца по 8-10 строк.

Что такое «продукт» проектной деятельности?

12Следующая ⇒

Как создать школьный проект. Рекомендации для учащихся.

Что такое проект и зачем он нужен?

Персональный проект – это твой проект, который ты делаешь сам. В котором ты можешь проявить все свои знания и умения, применить их к достижению избранной тобой цели.

Проект – реалистичный замысел, план о желаемом будущем («проект» в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед, в будущее).

Проект также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т.д.) для создания какого-либо продукта.

Таким образом, проект содержит в себе объяснение и конкретный способ осуществления цели, которую вы перед собой поставили.

Проект – это способ проявить себя: показать свои знания и умения, свои мечты и желания, способ показать себе и другим то, что ты хочешь изменить в окружающем тебя мире, способ правильно организовать свою работу.

Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта.

Чему можно научиться, работая над проектом:

  • Видеть проблемы в окружающей жизни;
  • Отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  • Генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия;
  • Запрашивать и находить недостающую информацию;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Взаимодействовать с любым партнёром;
  • Проектировать процесс и изделие (продукт);
  • Планировать деятельность, время, ресурсы;
  • Принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • Вести дискуссию;
  • Отстаивать свою точку зрения;
  • Находить компромисс;
  • Уверенно держать себя во время выступления;
  • Использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • Отвечать за незапланированные вопросы;
  • Анализировать и оценивать собственную деятельность

 

Типы проектов:

1. Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом)такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;

2. Творческий проект, в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль);

3. Практический (практико-ориентированный) проект, в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);

4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие Результат – представление исследовательской работы (презентация, отчет, доклад. реферат и т.п.)

5. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе, и пр.).

По продолжительности выполнения проекты бывают:

1, Минипроект- в течение урока

2. Краткосрочный – 1-5 уроков

3.. Среднесрочный – 1-2 месяца

4. Долгосрочный – до 1 года

Как планировать работу над проектом?

Проект – это «пять П»:

  • Проблема
  • Планирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е.

Формы продуктов проектной деятельности

папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и другое.

Что такое «продукт» проектной деятельности?

Результатом работы над проектом является продукт.Каким будет продукт нужно определить в начале вашей работы. Продукт, в конечном счёте, это то ради чего задуман проект, это главный результат работы. Продукт может быть разнообразным – от учебного пособия для кабинета до государственного закона. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему.

Примеры продуктов проектной работы по географии:


12Следующая ⇒


Дата добавления: 2017-03-11; просмотров: 3739 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:


ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ 
(PRODUCTIVITY)

Отношение продукции (проделанной работы, выпущенных товаров, предоставленных услуг), результата (достигнутого изменения ситуации) к затратам (труда, капитала, сырья, энергии, времени и т.д.). Увеличение производительности означает положительное изменение этого соотношения. 

Важно видеть различия между возможными соотношениями показателей:

• Затраты уменьшаются, продукт/результат остается прежним. Такая ситуация возможна, например, в случае, если предприятие вынуждено сократить штат сотрудников, но в состоянии сохранить уровень качества работы служб, более эффективно используя оставшийся персонал.

• Затраты остаются прежними, выход продукции/результат возрастает. Многие специалисты являются сторонниками именно такого варианта. К примеру, они могут предложить, чтобы каждый работник социальной службы увеличил число обработанных заявлений на 25%. Это может стать достижимой целью, но только постепенно, по мере того как совершенствование управления капиталовложениями приведет к улучшению результатов. Но если нет возможностей потратить средства на совершенствование управления и предоставить в нашем примере соответствующие услуги большему количеству заявителей, эта ситуация менее благоприятна, чем следующая.

• Затраты существенно снижаются, продукт/результат существенно улучшается. Некоторые выбранные руководители и представители частного сектора поддерживают этот сценарий. Он, однако, почти всегда основывается на неоправданных и наивных предложениях, например, о том, что разбазаривание ресурсов достигает гигантских масштабов.

• Затраты несущественно увеличиваются, продукт/результат увеличивается существенно. Это более вероятная ситуация, так как позволяет осуществлять умеренные инвестиции в течение продолжительного времени. Но за короткий период, наиболее вероятно, будет наблюдаться спад производительности, так как продукция на выходе будет оставаться прежней, тогда как затраты будут умеренно возрастать, что в будущем позволит возросшим производственным мощностям увеличивать продукт на выходе.

• Затраты существенно сокращаются, продукт/результат сокращается не так быстро. Хотя отношение продукта к затратам и вырастает, ощутимое снижение ресурсов ведет к снижению качества и/или количества услуг, что наиболее тяжело скажется на людях, не имеющих альтернативы, например тех, кто не в состоянии оплатить услуги частного сектора.

Успешное плодотворное управление в общественном и частном секторе эволюционировало из управления конца XIX в., руководствовавшегося здравым смыслом, в комплексные системы конца XX в. [5]. Модель одной из таких систем изображена на рис. 1, а ниже рассматриваются ее основные принципы.

Управление с целью повышения качества

В государственном секторе программы улучшения управления появляются под многими названиями. Название программы, однако, менее важно, чем ее суть: обстоятельное, ориентированное на качество улучшение производительности в ситуации увеличивающихся требований и нехватки ресурсов (Poister, 1988).
Такие программы постоянно улучшают качество работы и состоят из следующих шагов:

  • Уточнение целей с помощью высшего руководства и выборных представителей власти и получение их поддержки.
  • Создание или нахождение уже доказавших свою эффективность моделей в качестве плана дальнейшего совершенствования работы и избежания ошибок.
  • Определение участков, подлежащих улучшению в первую очередь, к примеру, подразделений, не справляющихся со сроками, имеющих высокую текучесть кадров или вызывающих много нареканий.
  • Создание команды, через которую все заинтересованные стороны, а именно управление, служащие и клиенты, могли бы определять недостатки и предлагать усовершенствования.
  • Планирование проектов, способствующее их наиболее эффективному управлению, с указанием целей, задач, распределения ответственности и сроков.
  • Замер улучшений с учетом финансовых и производственных данных.
  • Изменение планов проекта на основе постоянно идущего обсуждения проблем, возможностей и приоритетов.
  • Анализ возможных и уже существующих проблем и их решение.
  • Внедрение усовершенствований на регулярной основе.
  • Оценка и обнародование результатов.
  • Одним из современных подходов к увеличению производительности труда является комплексное управление качеством (см. Комплексное управление качеством).

Измерение и оценка производительности

Осознание важности измерения производительности труда в государственном секторе возникло так же давно, как и недовольство высокими налогами, коррупцией или некомпетентностью. Требование измерения и оценки подразумевается в вопросах, которые задают бизнесмены и репортеры, ученые и профсоюзные деятели: «Растет ли преступность?», «Какая польза от нового строительного проекта?», «Улучшилась ли чистота воздуха?».

Измерение производительности постоянно совершенствуется.

К требованию определять эффективность производства услуг, которой придавали первостепенное значение в прошлом веке, прибавилась озабоченность конечным итогом или степенью влияния тех или иных программ государственного сектора на ситуацию.

Руководители на сегодняшний день имеют доступ к информации, которая позволяет обеспечивать проведение государственной политики, а также использовать эти данные для:

  • более эффективного размещения ресурсов;
  • обеспечения подотчетности по программам;
  • сопоставления результатов с планами;
  • сравнения деятельности агентств или подразделений с показателями других организаций или с результатами за предшествующий период;
  • выяснения причин очевидного успеха или неудачи;
  • прогнозирования периодов избытка и недостатка работы;
  • оценки соотношения выгод-издержек [5, 139-160]. 

Данные о затратах, продукции и результате помогают защитить или расширить программу. Измерения помогают ответить на следующие вопросы: «Выполняет ли организация свои функции?», «Производит ли она непредвиденные побочные эффекты?», «Реагирует ли она на запросы населения?» и т.

Обучение и трудоустройство проектных менеджеров

д.

Хотя многочисленные измерения деятельности общественных служб обычно невозможно свести в индекс их производительности, но измерить производительность в государственном секторе представляется осуществимой задачей, если руководствоваться некоторыми приведенными ниже соображениями:

1. Если качество услуг необходимо поддерживать или улучшать, то программа измерения должна ориентироваться на эффективность, а не только на объем и рентабельность (см. Эффективность).

2. Измерение производительности чаще осуществляется в бюджетной и финансовой сферах — для оценки требуемых ресурсов, подтверждения бюджетов, уменьшения затрат, инвестирования возросших ресурсов и улучшения соотношения прибыль-затраты.

3. Программа измерения, которая требует привлечения опытных специалистов и тщательного планирования, должна задавать и получать ответы на следующие вопросы:

  • с точки зрения выполнения программы: в каком объеме предоставляется услуга, насколько эффективно используются ресурсы, насколько эффективно оказывается услуга;
  • с точки зрения показателей эффективности работы: какова цель, поставленная перед службой, каковы непредвиденные результаты ее деятельности, насколько эффективна служба в профилактике возникновения сложностей в работе, адекватна ли оказываемая служба, доступна ли служба, довольны ли клиенты службой, предоставляются ли услуги беспристрастно, можно ли пользоваться услугой длительное время;
  • с точки зрения желаемых свойств средств измерения производительности: является ли служба важной, соответствует ли служба своему назначению, постоянно ли доступны услуги, оказываются ли услуги своевременно, достоверны ли результаты измерения производительности, приемлемы ли средства измерения, произведены ли измерения полностью, насколько точны показатели, надежны ли полученные результаты измерения;
  • с точки зрения потребности администрации в оценке производительности — насколько результаты измерений пригодны для: постановки целей, оценки требуемых ресурсов, составления бюджета, уменьшения затрат, разработки стратегии улучшений в организации, контроля над операциями, перемещения ресурсов, установления подотчетности отдельных работников и отделов, мотивации работников в целях улучшения производительности, сравнения агентств или отделов с подобными им организациями или их работы с результатами за предшествующий период, прогнозирования периодов увеличения и снижения количества работы, улучшения связи прибыль-затраты, разработки более точных инструментов измерений;
  • с точки зрения сбора данных: изучены ли получатели услуг, осуществляет ли оценку профессиональная/специально обученная группа, применяются ли специальные методы сбора данных;
  • с точки зрения анализа данных о производительности: «Сравнивается ли состояние дел до и после рассматриваемого периода?»; «Проводятся ли сравнения с другими областями, ведомствами, группами клиентов?» и т. д.

Развитие человеческих ресурсов. Мотивация работников. В начале XX в. считалось, что деньги являются единственным мотивирующим фактором, но исследования в частных фирмах и государственных организациях показали, что подобные утверждения неточны. Мотивация может определяться различными факторами, лишь одним из которых являются деньги. Мотивация работников будет повышаться и понижаться в зависимости от того, какие роли предлагает им выполнять организация. Однако на поведение человека оказывает давление не только организация, но и отдельные люди, и группы в ней. Продуктивно построенная работа в организации ориентирована не только на производственную задачу, но и на членов организации, их потребности. Искусство руководства заключается в том, чтобы побудить людей хорошо работать, понимая и удовлетворяя их потребности [4] (см. Двухфакторная теория мотивации).

Наибольшего вложения денег требуют именно человеческие ресурсы с их сложными потребностями, которые нуждаются в удовлетворении. Большинство государственных учреждений тратят от 50% до 85% на зарплату и дополнительные выплаты сотрудникам. Однако является общепризнанным, что деньги — важный, но далеко не единственный стимул производительности. Сознание того, что можешь внести свой вклад в общее дело, как отмечают Балфур и Вехслер, также движет сотрудниками, особенно в государственном секторе [I].
Кроме того, наиболее прогрессивные организации разработали методы управления, отказывающиеся от авторитарного бюрократического стиля, признавая, что мотивация требует управления многими взаимозависимьми элементами. 

Интегративный подход к управлению персоналом включает:

  • создание формального плана работы с кадрами;
  • активную работу с кандидатами на должности;
  • пересмотр тестов или создание альтернатив письменным тестам для проверки персонала;
  • проведение мероприятий по обучению персонала в соответствии с миссией организации;
  • пересмотр политики в отношении сотрудников с целью удовлетворения их интересов.

Помимо указанного, важно также корректное применение систем оценки труда персонала. Дали подчеркивает, что производительность является функцией мотивации, а мотивация является функцией признания человеческих усилий [2]. Подобное признание может проистекать из хорошо продуманной и умело применяемой системы оценки производительности.

Применение новых технологий

Новые технологии одинаково важны как для государственного, так и для частного сектора. Здесь имеется в виду не только применение новых компьютерных систем, но и нововведения в различных специальных отраслях — от уборки мусора до выполнения космических программ. В США существует компания «Паблик технолоджи инкорпорейтед», которая занимается разработкой и распространением в государственном секторе новых технологий.

Партнерство: принцип сотрудничества

Приватизация породила споры об эффективности работы государственного сектора. Частный сектор в состоянии обеспечить тот же уровень услуг при меньших затратах, как утверждают и политики, и средства массовой информации [7]. В любом случае, приватизация породила конкуренцию, что уже само по себе может означать увеличение производительности.

Конкуренция, безусловно, имеет большое значение, но сотрудничество также является важным фактором, способствующим росту производительности. Ищущие новые пути решения проблем государственные руководители часто прибегают в настоящее время к партнерству с частными организациями. Сотрудничество между профсоюзами и администрацией, различными государственными организациями, исполнительной и законодательной властью, правительством и неправительственными организациями доказало свою эффективность в улучшении работы государственных служб, снижении затрат.

Заключение

Наиболее новаторские и продуктивно работающие государственные учреждения не просто выполняют одну хорошо разработанную программу. Скорее, они умеют сочетать передовые методы управления, создавая свой подход к увеличению производительности. Они вводят меры по улучшению производительности в систему, определяя, применяя, измеряя и поощряя сокращение затрат и увеличение продуктивности в своих организациях. Они сверяют свои результаты с достижениями аналогичных учреждений в стране. Они ориентируются на клиентуру. И возможно, наиболее важно то, что программы улучшения производительности основываются на преданности делу, творческом подходе, групповой работе и усилиях простых государственных служащих.

Марк Хольцер (Marc Holzer) Перевод А. Бернане

Источник: Государственное управление.

Словарь-справочник (по материалам «International Encyclopedia of Public Politic and Administration») — ООО «Издательство «Петрополис»», 2000.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *